В последнее время довелось достаточно много общаться в самых разнообразных форматах с самыми разными людьми по поводу нашумевшего закона о языках. Удивило насколько плохо большинство из них представляют себе ту роль, которую русский язык реально играет в повседневной жизни жителей Украины. Причем речь не только о далеких от политики людях, но и о журналистах, представителях общественных организаций и отдельных членах экспертного сообщества. В большей степени вышесказанное, конечно, относится к противникам официального двуязычия, но и некоторые сторонники повышения статуса русского языка тоже недооценивают уровень его востребованности в нашей стране.
Для них и всех тех, кто все еще полагает, что для жителей Украины русский язык в меньшей степени родной, чем украинский, позволю себе напомнить данные нескольких исследований, проведенных в разные годы.
1. В 2006 году компания Research & Branding Group провела опрос, результаты которого показали, что русским языком в той или иной степени владеют около 92 % жителей Украины, тогда как украинским — 86 %.
Более того, выяснилось, что 68 % опрошенных свободно владеют русским языком, а респондентов, на столь же высоком уровне владеющих украинским, оказалось лишь 57 % (Лента.ру).
2. В 2007 году Институт Гэллапа (Gallup International Association) — пожалуй, наиболее авторитетная организация в мире, занимающаяся изучением общественного мнения, — провел любопытное исследование. Его предметом стали не ответы на конкретные вопросы, а то, на каком языке люди предпочтут отвечать на двухчасовое интервью. Такая методика была выбрана с целью выяснить реальные языковые предпочтения украинцев — как известно, прямые вопросы не всегда позволяют это сделать. В результате оказалось, что 83 % опрошенных по всей Украине выбрали русский язык.
Очевидно, что двухчасовое интервью — достаточно сложная задача, и очень показательно, что для ее решения люди в подавляющем своем большинстве предпочли использовать именно русский.
3. В 2011 году Институт социологии Национальной академии наук Украины подвел итоги двадцатилетнего социологического мониторинга, в том числе и по вопросам языка. Ежегодно в 1992–2011 годах специалисты института задавали респондентам вопрос:
«На каком языке (языках) вы преимущественно общаетесь в вашей семье (дома)?»
В 2011 году результаты исследования показали, что на украинском дома общаются 42,8 %, на русском — 38,6 %, и на русском и на украинском — 17,1 % опрошенных.
В одни годы «разрыв» между украинским и русским был несколько больше в пользу украинского, в другие — меньше, а в 2006 оказалось немного больше тех, кто назвал русский языком общения в своей семье, чем украинский. Но очевидно, что русский и украинский используют ежедневно примерно равное число людей. К тому же, не стоит забывать, что значительное число русскоязычных жителей Украины в ходе опросов называют родным украинский даже если не говорят на этом языке, так как идентифицируют себя в качестве украинцев.
4. Наверное, наиболее свободным на сегодняшний день источником информации является интернет. Возможно, поэтому именно в сети наиболее явно проявляются языковые предпочтения наших сограждан. По итогам минувшего 2011 года компания Google опубликовала традиционный рейтинг запросов, наиболее популярных среди своих украинских пользователей. В нем самые распространенные обращения пользователей к поисковой системе были выделены в десять групп — по десять запросов в каждой:
В общей сложности — сто самых популярных среди украинских пользователей Google запросов. Практически все они на русском языке: есть несколько англоязычных, часть одинаково пишется и на русском, и на украинском, но среди ста топ-запросов нет ни одного на украинском языке. При этом примечательно, что весь основной текст пресс-релиза, опубликованный в официальном блоге Google Україна, написан на украинском и лишь слова- и словосочетания-лидеры даны на русском.
5. В свою очередь Яндекс — второй по популярности на Украине (после Google) интернет-поисковик — изучил «языковую географию» запросов своих пользователей. Компания составила соответствующую карту запросов пользователей за 2010 год. Оказалось, что даже в Галичине запросы на украинском языке не превышают 33 % от общего числа, в Киевской области — 13,3 %, в Харьковской — 8,3 %, в Крыму — 3,7 %.
6. В конце мая текущего года Киевский международный институт социологии провел исследование с целью выяснить отношение населения Украины к статусу русского языка в нашей стране. Согласно полученным данным, 74 % опрошенных считают, что статус русского языка должен быть в той или иной степени повышен. Респонденты выбирали из трех вариантов ответа: 19 % заявили, что русский должен быть исключен из официального общения по всей территории страны; 48 % считают, что русский язык необходимо сделать вторым официальным в тех местностях, где этого желает большинство жителей; 26 % уверены, что он должен стать вторым государственным языком на Украине.
Существует масса других более чем убедительных аргументов в пользу придания русскому языку равных прав с украинским. Но даже самые разумные и важные из этих аргументов все-таки вторичны в сравнении с приведенными выше цифрами, которые совершенно недвусмысленно свидетельствуют: русский не менее родной для жителей нашей страны язык, чем украинский.
Здравый смысл и элементарная логика, не говоря уже о правах человека и демократических нормах, настоятельно требуют повышения статуса русского языка на Украине. Причем тот статус, который предусмотрен для него новым законом, явно не достаточен. Те же, кто сегодня выступает даже против этого, на самом деле очень умеренного, закона, должны отдавать себе отчет в нескольких принципиальных вещах:
во-первых, выступая против повышения статуса русского языка, они отвергают фундаментальный принцип: «государство для людей, а не люди для государства»;
во-вторых, они должны четко понимать, что ведут борьбу не за свои права, а за ограничение прав других людей;
и в-третьих, если торжествует принцип «люди для государства» и ограничиваются права миллионов людей, то они должны быть готовы к тому, что рано или поздно будут ограничены и их личные права и свободы.
Роман Травин
RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
33 » 28.08.2012 18:28
вы, видимо, запамятовали кто первые 14 лет оплачивал этот проект (дешёвые энергоносители), если бы не ЕБН, то никакого проекта на сегодняшний день уже не существовало бы
Художник
RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
32 » 28.08.2012 15:14
И еще раз напишу то, о чем писал неоднократно! Явно нежизнеспособный проект "Украина" просуществовал уже 21 год! И, хотя жизнью это назвать нельзя, тем не менее, дальше разговоров о распаде дело не движется. В настоящее время России явно не до Украины, а США не хотят терять такую удобную моську под русскими границами. Поэтому в состоянии зомби эта территория может пребывать сколь угодно долго, составляя конкуренцию тысячелетнему Рейху. До тех пор, пока Россия не возьмется за сбор своих земель в одно государство, пиндосы будут продолжать гальванизировать этот труп. А внутренние силы напоминают не кипение, которое может разорвать котел, а, скорее, некие бродильные процессы в глубине общественного нужника. Причем, всегда находится способ отвода газов. Так... булькаем на кухнях...
де ля Фер
RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
31 » 28.08.2012 13:38
Ваше Сиятельство! За год до прихода к власти Ленин был уверен, что не доживет до торжества дела, которому он посвятил свою жизнь. А ведь дожил! Хотя долгожителем он не был. Больше оптимизма!
vuvuzela
RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
30 » 27.08.2012 19:32
Уже несколько лет (посредством словаря) общаюсь с мовнюками в жж, на мой взгляд, это кошмарные, совершенно бронебойные люди, выходящие за рамки любой логики и здравого смысла. И их легион. Из чего я сделал печальный вывод, что надо дать им сформировать именно того геополитического одноязычного гомункулуса, которого они хотят. И пусть он сам себя пожрёт. Думаю, раскол Украины неизбежен и что либо менять уже поздно. Единственно возможное, сделать этот процесс менее болезненным.
Художник
RE: RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
29 » 27.08.2012 13:49
Скатертью дорога... Первый проголосую за возвращение Галичины в ее историческое состояние польской окраины. И кто знает, может быть, снова оказавшись в роли быдла в панской польше, они вспомнят, что была такая Червоная Русь?
Русский окраинец
RE: RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
28 » 27.08.2012 11:25
Нет, недостаточно. это хорошая ступенька, но любая задержка последовательного движения с самолюбованием приводит к обрастанию мхом. Альтернатива свела несколько сот человек - но свести не значит вести.
ovod
RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
27 » 27.08.2012 11:21
ovod
RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
26 » 27.08.2012 11:11
Художник
RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
25 » 27.08.2012 10:29
Эту "критическую массу" все равно кто-то должен готовить, финансировать и возглавлять! Кто? Когда накапливалось определенное недовольство, т.е. какая-то "критическая масса", это выливалось в лучшем в разинщину, пугачевщину, болотниковщину (не от названия площади "Болотная", а от имени руководителя "Болотников"!)))) Ну и чем заканчивалось? Вы представляете себе Симоненко или Зюганова, уехавших в эмиграцию и оттуда руководящих подготовкой к переменам? Лично я - слабо! Вы можете показать людей, которые готовы пойти на баррикады? Я их не вижу! Можно констатировать, что в настоящее время ни о каких переменах говорить нельзя. Может быть, просто преждевременно. И очень преждевременно! Современных говорунов нельзя сравнить даже с декабристами, которые разбудили Герцена. Те, по крайней мере, вышли на Сенатскую. Нынешние предпочитают не выходить никуда. Если кого-то и пытаются будить, то только с помощью интернета. Так спокойнее!
де ля Фер
RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
24 » 27.08.2012 10:11
Художник
RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
23 » 27.08.2012 09:32
Я спрашивал о силах, заинтересованных в этом вопросе, а не о благих пожеланиях! Этот "энный процент" НИЧЕГО не будет делать, пока его не возглавят и не поведут. Кто возглавит?
де ля Фер
RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
22 » 27.08.2012 00:02
Энный процент жителей Украины. Не в силу сознательности, а в силу того, что их мировоззрение во многом зависит от уровня жизни,- чем ниже уровень, тем выше сознательность и наоборот. Тоже самое в России. Пока цены на углеводороды высокие эта тема не интересует никого, все заняты личными кредитно-бухгалтерскими проблемами.
Художник
RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
21 » 26.08.2012 23:24
Простите за сумбур, но... накипело!
де ля Фер
RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
20 » 26.08.2012 19:49
Evgeniy
RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
19 » 26.08.2012 19:32
Что до смены мировоззрения, возврата к национальным корням - согласен целиком. Но всё сейчас происходит с точностью наоборот - эти корни уже не режутся, а дорезываются. Нужно иметь на кого равняться - но нынешняя Россия пока добрым примером быть не может, да и власть её добиваться этого не собирается. Работа консульств и посольств ещё со времени недоброй памяти Черномырдина - бездарна и показушна. Поэтому спасение утопающих (да и самой нашей утопающей державы) - дело рук самих утопающих. И нам либо окончательно идти на дно, либо перестать спать и "выживать", активизировавшись, как я и говорил, начиная с бытового уровня.
ovod
RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
18 » 26.08.2012 18:59
Последний месяц я получаю очень интересную информацию. Какие-то люди ездят по селам и собирают подписи за отделение Галичины от Украины. Кто они - неизвестно. Но все политические силы Галичины в недоумении. Кроме того, курсы изучения польского языка растут, как грибы после дождя и все они предлагают содействие в поездках в Польшу для учебы и работы.
Выводы делайте сами. Я свои уже сделал и жду развития событий.
Anatoliy
RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
17 » 26.08.2012 18:47
Поляки продолжают раздачу "карты поляка" и , кроме того, собираются вручить польские паспорта всем заробитчанам на своей территории ( а их там до... и больше !). Думаете, кто-то будет против ? Протесты нашего МИДа никто не слушает, да и кто тот МИД воспринимает всерьез ? А потом, в удобный момент, все эти соседи заголосят о необходимости защиты своих граждан. И опять-же никто не будет против !
Каждые выборы показывают это раскол. И эти не будут исключением. Коричневый запад, оранжевый центр и русский левый берег и ЮГ. Если Юго-Восток не самоорганизуется и не создаст политические силы, которые смогут успешно противостоять нашествию галичан, не пройдет и десяти лет, как за евроинтеграцию и единый украинский будет уже не 50%, а все 90%. А вот как-раз этой самой активности на левом береге и не видно - один пар.
Anatoliy
RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
16 » 26.08.2012 15:32
Я с вами согласен полностью. Но главный вопрос по решению упомянутых вами проблем - это полная смена мировоззрения людей, возвращение к своим национальным корням. Нужно перестать идти на поводу чужаков, которые нам пытаются навязать чувство вины и заставить каяться.
Дядя Волк
RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
15 » 26.08.2012 12:54
Отсюда вывод: борьба за свой язык, за свою историю, своих предков, за будущее детей на данный момент зависит от каждого человека ИНДИВИДУАЛЬНО, должна начинаться на БЫТОВОМ УРОВНЕ - неприятием рогульского сленга, неподдержанием (а наоборот) евроустремлённых властей, устройством нетерпимых условий в регионах для коммивояжеров "свобод" и "рухов" (даже как в Крыму: припёрлись - по шеям), бойкотов товаров, "культурных" инициатив и их инициаторов, поддержкой своих политиков (ой, где они?!), журналистов, писателей, поэтов, работой с детьми в каждой семье... И жесткое (жестокое!) отношение к ренегатам.
А третий десяток лет талдычить (друг другу!) прописные истины - глупо и смешно!
ovod
RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
14 » 26.08.2012 12:21
Для этих обещалок есть хорошее определение "семантический шум".
Кандидатам надо что-то говорить, вот они и говорят. Ну, что за встреча с избирателем в тишине, вот и разным аудиториям ораторы говорят приятное. Орест Муц за Бандеру и против языка, а Колесниченко ...ни рыба ни навоз.
РАЕ
RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
13 » 25.08.2012 18:50
Блажен, кто верует...
Цитирую Vitaliy:
Вы поедьте во Львов и "пресеките" эти разговоры - желательно, где-нибудь у памятника Степке Бандиту.
Цитирую Vitaliy:
Огласите весь список, пожалуйста! Кто там у нас обещает все это? И, желательно, чтобы обещали масштабно!
де ля Фер
RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
12 » 25.08.2012 18:24
Мы их будем уговаривать и объяснять, что они не правы, а они будут готовиться нас вешать. "Васька слушает да ест"! Мерзость, которая до 39-го года вылизывала панам задницы, почему-то посчитала, что имеет право диктовать свою волю всем остальным. И до тех пор, пока эта самая сволочь будет отравлять воздух своим существованием, ничего к лучшему не изменится. Именно их надо пользовать тем оружием, которым они угрожают нам!
де ля Фер
Метастазы ни уговорами, ни оружием не лечат
11 » 25.08.2012 10:51
Правда, дотационная Галичина против федерализации. И им бы хотелось быть застрельщиками идеологии и политики Украины. Кстати, два последних Гаранта таки послушно танцуют под эти боевые выкрики, что противно здравому смыслу. Разговоры о том, чтобы брать в руки оружие, следует давить на корню. А органы правопорядка должны неотвратимо пресекать не только подобные действия, но и даже подстрекательские разговоры - на этот счет и статья в УК имеется.
Далее, необходимо идти на четкое вхождение в Союз-2, который инициирует Россия. Тогда само собой и гражданам с перекошенными мозгами станет ясно, в чем мейнстрим культуры и бизнеса.
Я против органов "представительской демократии". Парламент, Рада, Дума - отрыжка буржуазной пропаганды. Но что делать - осенние выборы - бессмысленный и дорогой перформанс, но деваться некуда. Голосовать следует за ту партию и мажоритарщиков, которые придерживаются указанных направлений: федерализация, язык, союз с Россией. Да, они могут нас в очередной раз кинуть... Но те, кто эти пункты вообще не провозглашает или провалил - не наш выбор. Здесь остаются только референдумы и возможность отзыва депутатов...
Vitaliy
RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
10 » 24.08.2012 21:52
Борис
RE: О реальной роли русского языка
9 » 24.08.2012 19:27
Только проблема в том, что все это очевидно только для нас. Свидомые делят население Украины на две категории:
1) Этнические украинцы, произошедшие от протоукров 140 тыс. лет назад, у которых кляти москали отняли ридну мову, и которых нужно дерусифицировать даже против их воли.
2) Кацапомонгольские оккупанты, которых нужно, как минимум, отправить обратно в Москву (это наиболее мягкий вариант).
Пробить эту железобетонную матрицу свидомого сознания невозможно никакими разумными доводами, будь то данные статистики, этнографии или генетики.
Русский окраинец
RE: RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
8 » 24.08.2012 19:17
Да собственно, от существования нескольких сотен безбашенных нациков всей остальной Украине не холодно и не жарко. Куда опаснее та, проводимая уже 20 лет ползучая украинизация, которая хоть и медленно, но меняет сознание даже населения юго-востока. Именно агрессивная идеология украинства и русофобии, замаскированная под укр-патриотизм наиболее опасна, и противопоставить ей что-либо столь же действенное мы пока не можем. Именно потому, что
Цитирую Дядя Волк:
Русский окраинец
RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
7 » 24.08.2012 17:37
Да у них все это есть. Но профессионально владеют оружием только боевики УНА-УНСО. Все остальные обучаются рукопашному бою, владению холодным оружием и изучают тактику уличных конфликтов с МВД. Ветеран ОУН, развонявшийся во Львове, врал, как врут все они. Никогда в УПА не было 450 тысяч. Наибольшая численность УПА - 75 тысяч на конец 1944 года. К концу 1945 - 10-12 тысяч. Все стальные сдрыснули по первому же указ об амнистии. Вот и сейчас , из реально существующих боевиков всех имеющихся нацистских организаций и партий, даже на дивизию сокращенного состава не хватит. Максимум на усеченную бригаду. Вооружение - легкое стрелковое, боеприпасов - на 3-4 часа боя.
Отмобилизовать своих они могут быстро. Провести дополнительную мобилизацию из сочуствующих - уже сложнее. А размещение, питание, форма и снаряжение, оружие, боеприпасы, средства связи ? Однозначно - на всех не хватит.
Ляпать языком можно сколько угодно. В войну, за спиной ОУН стояли немцы с их военной машиной. Сейчас ситуация иная и к войне они не готовы. Как бы им этого ни хотелось. А с изменением формы государственного устройства, на федеративное - они так и застрянут в этом состоянии , вечной неготовности . Главное - они утратят территорию. То есть все их силы, средства и амбиции застрянут в Галичине, а возможности на других территориях будут стремиться к нулю.
Так,что в набат бить еще рано, но готовиться надо было еще вчера.
Anatoliy
RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
6 » 24.08.2012 16:27
Глеба Боброва все читали?
Цитирую РАЕ:
Дело не в оружии, а в том, что у них есть организация, есть Идея, есть сплоченность т.е. есть те, кто этим оружием может воспользоваться, а у нас же такового нет, а есть постоянный срач между русскими.
Дядя Волк
Неочевидность
5 » 24.08.2012 16:06
Цит:"На митинге, состоявшемся во Львове по случаю Дня Независимости Украины и собравшем около 5 тысяч человек, ветеран Украинской повстанческой армии Мирослав Симчич призвал брать в руки оружие и защищать Украину от врагов.
«Нынешняя власть сдает Украину часть за частью. Если так пойдет и далее, нужно защищать украинскую независимость силой. Оружия в Украине достаточно, нужно только взять его в руки. Мы, когда начинали воевать, также были без оружия, но мы его добыли в борьбе. А в 1944 году нас уже было 450 тысяч солдат. Я уверен, что найдется храбрец, который возьмет оружие в руки и прогонит врагов. Призываю всех объединиться в единый кулак, чтобы Москва содрогнулась», – сказал он." это с сайта vz.ru
Баран призывает тупой молодняк к стенка-на-стенку. Ну, нормальный? Или это только У НИХ оружия достаточно?
РАЕ
О реальной роли русского языка
4 » 24.08.2012 15:53
И кто бы не пытался оспаривать приведенную статистику,ничего не выйдет.Институт Гэллапа ни как нельзя отнести к числу российских симпатиков!!!
shelkuntchik
О реальной роли русского языка
3 » 24.08.2012 14:01
Да мы же всё время говорим об очевидных вещах! Они очевидны и для наших оппонентов тоже. Но!.. Они вполне сознательно желают и далее ущемлять наши права. Они сознательно желают правит нами в этом государстве. Они сознательно считают. что это государство создано именно только для них. Мы, по их мнению, должны подчиниться или уехать куда угодно! Всё они понимают! И потому примирения не будет - или мы смиримся с подавлением нашей культуры и его составной части - языка. Или, увы, должны пройти через потрясения к федарализации, разделению. Скорее - к разделению. Готовы ли мы отстоять свои права через это, вот вопрос.
аик
?
2 » 24.08.2012 11:17
РАЕ
RE: О реальной роли русского языка в современной Украине
1 » 24.08.2012 00:12
Evgeniy
RSS лента комментариев этой записи