Альтернатива

  • Увеличить шрифт
  • Обычный шрифт
  • Уменьшить шрифт

Страх и трепет

26 Мая 2019 Р. ДервишР. Дервиш
Просмотров 6943
Оценить
(154 голоса)
Страх и трепет

Кажется, Айзек Азимов когда-то сказал, что человек не способен придумать два словесных жанра – анекдот и загадку. Это, по его мнению, контент пришельцев, которым они тестируют землян на чувство юмора и сообразительность.

А я вот когда-то придумал и анекдот, и загадку! Про анекдот, который обогнул земной шарик, как-нибудь потом. А давняя моя загадка была такая: что общего между кексом, сексом и президентом Януковичем? Подумали? Ответ: везде замешаны яйца!

Родилась она в моем творческом сознании аккурат после покушения на Федоровича сырым яйцом. Напомню тем, кто подзабыл. Во время предвыборного турне в президента Януковича какой-то ботан метнул яйцо. Тот машинально лапнул себя за яичную слизь, которая вдруг засопливилась там, где у нормальных политиков кокетливо выглядывает платочек из нагрудного кармана, и сомлел. Перебздел. В смысле вырубился.

Потом мне психологи расшифровали этот казус девичьего обморока здоровенного мужика. Он мгновенно решил, что ядреный его организм дал течь после проникновения в него чего-то дальнобойно-крупнокалиберного и на всякий случай ушел в небытие, опасаясь волны боли. Вот тогда-то я задумался о факторе страха в современной политике.

В энциклопедиях пишут, что человек природно боится двух вещей – боли и смерти. Но это, на мой взгляд, касается только первичного биологического уровня. А есть еще уровни и социальный, и экономический. Я рассказывал уже про давнего моего героического знакомого – участника многих войн. Писал о нем большую статью еще в советские времена. Он побывал в самых немыслимых ситуациях, когда шансов на выживание не было совсем. (Например, перебежать открытую палубу крейсера, который атакуют два десятка «юнкерсов».) И когда я спросил его о самом страшном моменте в его жизни, герой сказал, что это был его одиночный бунт против решения всего партийного собрания. Впрочем, современному челу этого не понять. Но зафиксируем, что социальный страх зачастую страшнее биологического.

А сколько здоровых мужчин покончило с собой во времена Великой депрессии? Экономический страх разориться оказался сильнее биологического страха смерти.

Поэтому, когда мне надо оценить потенциал политического лидера, я всегда мысленно (по доступной мне информации) оцениваю его по всем трем базовым уровням страхов: а) биологического; б) социального; в) экономического. Сразу скажу, бесстрашных по всей шкале политиков я не встречал. Да, политик – это человек (или почти что человек). А все люди имеют инстинкт самосохранения.

Многих страх любого вида ввергает в трепет – безвольное мельтешение чувств, мыслей и конечностей. А избранных – только мобилизует, собирает, акцентирует. При условии, конечно, если понимаешь, до какого скотства может довести тебя неконтролируемый ужас.

Когда-то гениальный Остап Ибрагимович Бендер самокритично заметил, что был в его жизни период, когда он дошел до такого маразма, что боялся обыкновенного финского ножа. То есть важно воспринимать любой свой страх с иронией как вид маразма. Еще я заметил, что преодоление биологического страха поддается тренировке. Мне довелось бывать в «горячих точках» и знаю, что к прилетам из «крупного» и стрельбе из «мелкого» люди привыкают. А тем, кто не привыкает, надо бы избегать и войны, и политики. Помните: «война – это продолжение политики иными средствами?»

Если у тебя страх в сыром яйце, то спасти страну вряд ли получится, даже потрясая вымышленными крутыми яйцами. Хотя природная или наработанная смелость первого, так сказать, уровня не панацея. Тираны, как правило, смелы – не боятся по крайней мере смерти и боли. Конечно, впечатляет мужество Чаушеску перед ночным расстрелом. А дерзость Хусейна перед средневековой виселицей? А стоицизм Каддафи перед бесноватой толпой?..

Почему-то кажется, что любой патентованный либерал на их месте обхезался бы по самые уши. (Уже только поэтому их не стоит подпускать к власти на расстрельный выстрел.) Но преодоление биологического страха не спасает тирана от смерти, а его страну – от потрясений, если он смертельно боится коллективных социальных поступков и личных экономических потерь.

А есть ли универсальный рецепт от всех уровней страха? Не знаю. Хотя святые отцы говорят, что есть. Наверное, глубже всех «пробил тему» блистательный Серен Кьеркегор. Именно он заметил, что в религиозных текстах самое частое словосочетание – «страх и трепет». Поэтому и назвал именно так свой главный трактат. И там же пришел к парадоксальному выводу – индивидуальное выше общественного. Значит, и преодолевать проблемы души и сознания легче в одиночку, чем в сообществе. То есть закошмарить многих легче, чем одного. Отсюда феномен массовой паники. Наверное, поэтому многие политики так не любят одиночества и так обожают толпу. Там они высевают страхи, свои и чужие, которые, собственно, и называются сегодня «политика». То ли власть страха, то ли страх власти – «кратофобия» – на фоне массовки. Поэтому избегайте толпы везде, где только можно...

А еще в религии есть другой чудесный рецепт. Это любовь! Она, как «царская водка», растворяет в себе все виды опасений и фобий. Священное писание гласит, что только «совершенная любовь изгоняет страх». Логично. Чего страшиться тому, кто любит и любим? Но вот засада – таких в политике тоже критично мало. Больше, больше тех, кто ненавидит, а значит, панически боится. И соответственно, хочет, чтобы боялись его. Это как синдром «дурной болезни» – больной пытается заразить максимальное количество других, чтобы самому было не так стыдно.

Знаете, почему на всех «майданах» жгут шины? Все политики-«майданщики» читали инструкции Шарпа о том, что клубы жирного черного дыма ввергают обычную особь в инстинктивный панический ужас. Поэтому и орут майданные менеджеры, корчась от собственных страхов: «Больше шин, больше ада!» И убивают они потом других из своего страха. Запомните: там, где сначала жгут на площади шины, там потом убивают. Лобные шины «революций».

Сколько сегодня режимов, выросших на цветных страхах, – в Африке, Южной Америке! Я думал, что хоть славянскую сторонку минет сия чаша. Не сложилось: Украина – образцово-показательный полигон ужаса и биологического, и социального, и экономического. Глобальный урок страха. Правда, появилась робкая надежда с избранием нового президента. Но почему-то в международной классификации страхов есть позиция «коулрофобия» – смертельная боязнь клоунов. Поживем, посмотрим...

Европа? На самом берегу Дуная есть маленький скромный памятник философу Иштвану Бибо. Я считаю его самым великим европейским мыслителем прошлого века. Есть за что! Хотя бы за гениально короткое и емкое определение подлинной демократии: «Демократия – это когда ты не боишься». А они там все и всего боятся. До трепета. Ну, а мы? Считаю главной нашей присказкой слова: «Не верь, не бойся, не проси». Хоть и родилась она в местах отдаленных, но суть национального характера передает точно. Как, собственно, все русские пословицы.

 

Р. Дервиш,

специально для alternatio.org

Чтобы оставить комментарий Вам надо зарегистрироваться или войти

комментарии   
  •  
  •  

RE: Страх и трепет

12 » 27.05.2019 21:26

Цитирую Владимир Машков:
Теперь понятно. Для вас это - любопытное зрелище со стороны и подтверждение ваших теорий.
Да. и в последнее время все больше только как зрелище
Цитата:
Для нас (и меня) - это повседневная жуткая действительность, которая никак не кончается: мы ВНУТРИ происходящего. Мы - те подопытные кролики.
Мы все были как подопытные кролики, только одни одумались, а других таки убедили принести себя в жертву ради "общего блага".
Цитата:
Однако вы ловко уклоняетесь от сказанного мной...
Добавить нечего.

Sinoptic
  • Kazakhstan

  •  
  •  

RE: Страх и трепет

11 » 27.05.2019 20:47

Цитирую Синоптик 19.22
"Дервиш, как мне кажется, стремится слегка расширить угол зрения, вывести проблему за рамки чисто украинской локации и рассматривать как мировой тренд. Ведь Украина далеко не первая страна в ряду жертв цветных революций. Но в силу некоторых причин она оказалась в самой гуще событий, на самом гребне волны этой глобальной политической тенденции. Это завораживает до головокружения."

Теперь понятно. Для вас это - любопытное зрелище со стороны и подтверждение ваших теорий. Для нас (и меня) - это повседневная жуткая действительность, которая никак не кончается: мы ВНУТРИ происходящего. Мы - те подопытные кролики.
Однако вы ловко уклоняетесь от сказанного мной... И это - тоже ответ. В стиле Путина.

Владимир Машков
  • France  V

  •  
  •  

RE: Страх и трепет

10 » 27.05.2019 19:22

Цитирую Владимир Машков:
Вы знаете, вы с "Дервишем" мне симпатичны и интересны. Красиво рассказываете. Но рассуждаете увлечённо порой об отвлечённых тонких возвышенных материях, внутренних состояниях. настроениях и прозрениях свыше.

Благодарю за комплимент.
Дервиш, как мне кажется, стремится слегка расширить угол зрения, вывести проблему за рамки чисто украинской локации и рассматривать как мировой тренд. Ведь Украина далеко не первая страна в ряду жертв цветных революций. Но в силу некоторых причин она оказалась в самой гуще событий, на самом гребне волны этой глобальной политической тенденции. Это завораживает до головокружения. Вполне понятно, что для того чтобы двигать социальное развитие нужны проекты и технологии, а чтобы развивать технологии - нужны подопытные кролики, трупами которых мостятся пути любого прогресса… Я больше кроликом быть не хочу и братскому украинскому народу этого не желаю.
Те процессы, что мы наблюдаем на Украине, будь то социального или психологического характера мы наблюдаем во многих других частях мира, в том числе и в России… И Дервиш, как мне кажется, пишет не столько для того, чтобы наставить украинцев на путь истинный (добрых советчиков хоть отбавляй), а скорее чтобы удержать россиян (и не только) от подобных ошибок.

Sinoptic
  • Kazakhstan

  •  
  •  

RE: RE: Страх и трепет

9 » 27.05.2019 18:09

Цитирую Sinoptic:
Цитирую Владимир Машков:
"Дервиш" пишет неплохо, порой любопытно. Но уж ОЧЕНЬ отвлечённо!
Да уж. Он точно угадывает внутреннее состояние и настроение царящие вна Незалэжной, которые следуя его религиозной тематике можно передать как:

"Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.©"

… и еще одна тонко подмеченная деталь. Не следует ожидать массовых (майданных) прозрений, толпа развращает. Прозревать они будут по одиночке, каждый на едине со своими страхами. Ну а уж когда число прозревших перевалит критическую точку - начнется откат, цунами после землетресения… Болото замерло в ожидании шторма… Иногда пробуждение в реальность бывает не менее страшным, чем кошмар сновидения.

Вы знаете, вы с "Дервишем" мне симпатичны и интересны. Красиво рассказываете. Но рассуждаете увлечённо порой об отвлечённых тонких возвышенных материях, внутренних состояниях. настроениях и прозрениях свыше. Я же, в отличие от вас, человек более приземлённый и конкретный. И почему бы вам не посмотреть на конкретные цифры, факты выборов 2014 и 2019 годов (они ЕСТЬ в Рунете!) и не УВИДЕТЬ, что БОЛЬШИНСТВО украинских избирателей (значит народа) НИКОГДА и не поддавалось обольщению, чтобы прозреть? А вот насчёт болота вы правы. Но ведь в ЛЮБЫХ обществах мира (в том числе и России с Украиной) оно - наибольшая часть, а герои и разумные - значительно меньшая. И в данном случае нужно не прозрение, а толчок. Я не о российской армии (представляю, как сейчас многие россияне самодовольно ухмыльнулись: опять очередной нахлебник-халявщик хочет наших парней втянуть; сами-сами-сами!), а о НАШИХ героях, многие из которых сейчас в Донбассе (мой сосед и ещё десяток ребят, которых только я знаю). Просто нужно им НЕ МЕШАТЬ и НЕ ТОРМОЗИТЬ их. Они скучают и рвутся домой! А если будет какая-нить помощь - скажем большое спасибо и ОБЯЗАТЕЛЬНО вернём потом должок (вы же братьев в нас не видите и ОЧЕНЬ меркантильны и скрупулёзны)!
А вот когда начнётся и приблизится - ВСЕ будут помогать! А сейчас ВДАЛИ это провально и глупо наверняка.

Владимир Машков
  • France  V

  •  
  •  

RE: Страх и трепет

8 » 27.05.2019 07:08

Цитирую Владимир Машков:
"Дервиш" пишет неплохо, порой любопытно. Но уж ОЧЕНЬ отвлечённо!
Да уж. Он точно угадывает внутреннее состояние и настроение царящие вна Незалэжной, которые следуя его религиозной тематике можно передать как:

"Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.©"

… и еще одна тонко подмеченная деталь. Не следует ожидать массовых (майданных) прозрений, толпа развращает. Прозревать они будут по одиночке, каждый на едине со своими страхами. Ну а уж когда число прозревших перевалит критическую точку - начнется откат, цунами после землетресения… Болото замерло в ожидании шторма… Иногда пробуждение в реальность бывает не менее страшным, чем кошмар сновидения.
−1

Sinoptic
  • Kazakhstan

  •  
  •  

RE: Страх и трепет

7 » 26.05.2019 23:12

События на майдане, а они шли в прямом эфире, воспринимались подавляющим числом россиян, как инфернальное абсолютное зло в его чистом виде, адом, разгулом сатанинских сил, здесь и уничтожение Креста бензопилой, накануне...
и все эти рояли, пианино, виолончели как насмешка над уже разрушенным...
безмозглость рагулей убивших не своих, для правдоподобности, а армянина и белоруса...
...уже звонок, чтобы бежать оттуда со всех ног и не участвовать в этом...
я уже не раз говорил, если вдуматься, если только вдуматься...
убийство армянина и белоруса, это акт невиданной тупости, безмозглости,
от животных рагулей, это именно животные по складу...с такими государство не построишь,
но только разрушишь...
...а то что потом убили уже сотню майданщиков...СВОИ ЖЕ...
об этом знал весь Киев...здесь не надо обольщаться...
...это был второй звонок...но не для всех...
умные то всё давно поняли...

всё это виделось из России, отстранёно, как бы со стороны и сверху,
все болели за Беркут, а значит и за Крым и за Донбасс в их составе...
...и было очень хорошо видно русским, где зло и добро...

а смена декораций от ночи с злодеями,
на светлый и солнечный день, лужайка, с якобы весёлым клоуном..
не менее ужасен и даже более...в определённых условиях,
даже если он действительно весёлый и пусть даже добрый...
...посмотрим...слишком слащавую рожу только не надо делать,
это угроза...


***

Sever NN
  • Russia  Velikiy Novgorod

  •  
  •  

RE: Страх и трепет

6 » 26.05.2019 21:40

"Дервиш" пишет неплохо, порой любопытно. Но уж ОЧЕНЬ отвлечённо! Я не такой поэт как он: редко улавливаю смысл его потока сознания. Может быть кто-то умнее меня будет пояснять нам его послания? Эти "новые платья короля"?

Владимир Машков
  • Ukraine  Nikolaev

  •  
  •  

RE: Страх и трепет

5 » 26.05.2019 19:26

Цитата:
Это как синдром «дурной болезни» – больной пытается заразить максимальное количество других, чтобы самому было не так стыдно.

Я давно заметил, что свидомое шобло именно для того старается заразить украинством мозга максимальное количество других, чтобы ему самому было не так стыдно.
Болеть украинством - это СТЫДНО, ведь это неприличная болезнь мозга, указывающая на идиотизм и скотство. :-&
Но если все болеют, то больным менее стыдно перед себе подобными. Вот они и сатанеют, распространяя дупомову и украинство, как чуму.

Кстати, многие ли смотрят посты Стрелкова И.И. и принимают участие в их обсуждении? Мне кажется, он заслуживает внимания и нашей поддержки. http://novorossia.pro/strelkov/
+1

Зимин
  • Ukraine

  •  
  •  

RE: Страх и трепет

4 » 26.05.2019 14:40

Цитата:
И когда я спросил его о самом страшном моменте в его жизни, герой сказал, что это был его одиночный бунт против решения всего партийного собрания. Впрочем, современному челу этого не понять. Но зафиксируем, что социальный страх зачастую страшнее биологического.

Не хотелось "хвастаться", но придётся :-) : три раза шёл "против всех"- слава Кьеркегору! :-) . А вот "биологического" страха как-то не сподобился. Скорее наоборот. Но тут уже точно "влияние религии": "возлюбите врага своего!". Но ведь враг всех людей... догадываетесь, кто? Или что? И что тогда получается в результате? Софистика? Или схоластика? То-то и оно!. :-)

satris
  • Не определено

  •  
  •  

оказался сильнее биологического страха смерти.

3 » 26.05.2019 09:00

Некоторые предпочитают быструю смерть медленной.
+1

Олег
  • Ukraine

  •  
  •  

RE: Страх и трепет

2 » 26.05.2019 01:17

Цитата:
индивидуальное выше общественного

Не согласен. Индивидуально: лучше забиться поглубже, но ты встаешь и бежишь. Есть такое слово: "Надо"!

дядя Федор
  • Moldova, Republic of

Факты

Последние

Популярные

Избранное

Позвольте Украине самоубиться

Позвольте Украине самоубиться

С Украиной не надо сражаться. Украина уже давно сражается. Сама с собой. Причём с дикой яростью и ос...

«Староукраинский» язык «конституции» Филиппа Орлика

«Староукраинский» язык «конституции» Филиппа Орлика

Во-первых, выясняется, что Пылып Орлик и не подозревал, что он – Пылып! И начало документа, и личная...

Как произошло слово «украинцы»

Как произошло слово «украинцы»

Костомаров в 1874 г. писал: «В народной речи слово «украинец» не употреблялось и не употребляется в ...

Что должен знать каждый об украинцах

Что должен знать каждый об украинцах

Украинцы — это партия, куда принимают, записывают, исключают, вычеркивают по партийному, а не по нац...

РАСПАД: Двадцатилетие суицидальной лжи - 1

РАСПАД: Двадцатилетие суицидальной лжи - 1

Мы привыкли существовать в состоянии вялотекущего конца света в отдельно взятой стране. И при этом к...

РАСПАД: Ложь украинской евроинтеграции

РАСПАД: Ложь украинской евроинтеграции

Годы независимости, так или иначе, отождествляются в массовом сознании населения с разрухой, обнищан...

К украинской проблеме

К украинской проблеме

Единая русская культура послепетровского периода была западнорусской, украинской по своему происхожд...

РАСПАД: Украинский лимитроф в геополитическом раскладе Евразии - 1

РАСПАД: Украинский лимитроф в геополитическом раскладе Евразии - 1

Сама по себе Украина не имеет значения ни в политическом, ни в экономическом, ни в технологическом, ...

Клинический случай свидомизма

Клинический случай свидомизма

«Свидоми» сами перекрывают себе доступ к информации, отрицающей их догмы. Они не читают книги и стат...

Эксперты США утверждают, что для 83% украинцев родной язык – русский

Эксперты США утверждают, что для 83% украинцев родной язык – русский

Уже сейчас можно со всей очевидностью констатировать, что ПОДАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ НЕ ЖЕЛ...

К вопросу об украинском коллаборационизме

К вопросу об украинском коллаборационизме

Один из сегодняшних ученых-бандерофилов М.Коваль сильно сокрушался: дескать, немцы так подставили св...

Украинский кризис глазами грека

Украинский кризис глазами грека

После распада СССР, в этой парадигме мышления Россия сама отдала на откуп украинским националистам ч...

Убийственная «злука» двух украйн

Убийственная «злука» двух украйн

Малороссы и галицийцы… разные генетически, антропологически, культурно и духовно. В силу исторически...

Теги

Ukraina как геополитический
проект Запада
UKRAINA: от мифа к катастрофе авиапром АЛЬТЕРНАТИВА альтернатива проекту Ukraina антисемитизм антихристианство армия Ассоциация с ЕС Афганистан бедность безвиз Белоруссия Бильдербергский клуб Ближний Восток Болгария Венгрия Виктор Янукович Владимир Путин власть ВО Свобода война вооружения ВТО выборы Газпром галицийская окрэмишньость Галиция гастарбайтеры гендерное и сексуальное геополитика Германия глобализация ГМК Украины голодомор Греция Грузия двойное гражданство деградация демография демократия денацификация Дмитрий Медведев Донбасс Евразийский союз евроинтеграция Евромайдан Европейский Союз журналистика западное общество здравоохранение Зона свободной торговли с ЕС идентичность идеология идеология свидомизма империя интервью Иран искусство история как и зачем создавали мову как придумывали и создавали
украинцев
Католическая церковь Китай клуб «Альтернатива» коррупция кризис криминал Крым культура культурное единство
великорусов малорусов и
белорусов
Латвия Латинская Америка либерализм Ливия Литва литература личности манипуляция сознанием массовые беспорядки машиностроение Украины МВФ методы миграция мировой кризис мораль НАТО наука Нафтогаз неонацизм несостоявшееся государство нефть Новороссия НПО образование общество потребления общечеловеческие ценности олигархи оранжоиды ОУН и УПА Польша поэзия православие Православная церковь предательство прибалтика природный газ провокация происхождение и значение
слов москаль и Московия
происхождение и значение
слова Малороссия
происхождение и значение
слова Русь
происхождение и значение
слова украинец
происхождение и значение
слова украйна
промышленность Украины психология психология свидомого
украинца
равенство и неравенство РАСПАД революция режим Зеленского режим Порошенко режим Януковича реформы Россия русофобия Русская весна Русский Дух Русский Мiр русский национализм русский язык свобода слова Святая Русь сельское хозяйство сепаратизм Сербия симулякры Сирия система образования сланцевый газ СМИ Советский Союз сопротивление социальная солидарность социальная сфера специальные операции спецслужбы стратегия США Талергоф и Терезин Таможенный союз Тарас Шевченко терроризм Трамп Турция украинизация украинский национализм украинский неонацизм украинский язык фашизм федерализация философия финансовая система финансы Украины ФРС химпром Украины цветные революции церковь ЦРУ экономика элита энергетика Эстония этническое единство
великорусов малорусов и
белорусов
юмор
Вы находитесь здесь Материалы Статьи Страх и трепет