Альтернатива

  • Увеличить шрифт
  • Обычный шрифт
  • Уменьшить шрифт

Белоруссия: дальнейшие перспективы

19 Августа 2020 Дмитрий СлавскийДмитрий Славский
Просмотров 4268
Оценить
(67 голосов)
Белоруссия: дальнейшие перспективы

События в Белоруссии буквально заполонили ленты информагентств и социальных сетей, но мне так и не попался хотя бы какой-нибудь «инсайд», дающий реальные цифры итогов президентских выборов. Официальные итоги выборов оппозиция и поддерживающие ее СМИ поставили под сомнение, но и те цифры голосования, о которых говорят противники Лукашенко, могут вызвать лишь усмешку.

Важно то, что в начавшейся информационной войне белорусской оппозиции удалось убедить значительное количество соотечественников в том, что власть их обманула.

Обращаясь к опыту соседней с Белоруссией державы, нужно вспомнить, что уверенность в фальсификациях в 2014 году, помимо естественного для человеческой психики стремления принимать желаемое за действительное (с поражением своего кандидата смириться сложно), объяснялась декларируемым многими постулатом: «Все мои знакомые голосовали за Ющенко. Я не знаю никого, кто голосовал за Януковича, как он мог выиграть?»

Должен признать, у автора, живущего в одном из немногих городов Украины, результаты выборов в котором всегда были близки к общеукраинским, также постоянно возникало ощущение, что около 80 процентов окружающих поддерживают «оранжевых». Но на выборах у нас до 2014 года всегда побеждали регионалы, пусть и «по очкам», чему автор также свидетель, поскольку ему приходилось работать в избирательных комиссиях.

Феномен такого восприятия объясняется тем, что сторонники оппозиции всегда более заметны, активней декларируют свою позицию в быту, это, как говорят политологи, более мотивированный электорат. Немалое влияние на формирование такого восприятия оказывает и социальная среда, в которой человек постоянно вращается. Молодежь, пресловутый «креативный класс», куда более восприимчива к майданно-либеральной пропаганде и, воспринимая своих приятелей и коллег как срез всего общества, несложно убедить себя, что такие политические предпочтения у всех и везде.

Подробно на этом я остановился потому, что аналогичных «криков души», даже от активных сторонников белорусской оппозиции, мне не попадалось, более того, довольно много жителей Белоруссии пишет о реальном расколе в обществе. Так что, скорей всего, 80 процентов Лукашенко все-таки куда ближе к истине, чем аналогичная цифра у Тихановской.

Другое дело, что в этот раз белорусы голосовали за многолетнего лидера, «заткнув прищепкой нос». Это выражение появилось во Франции в 2002 году, когда действующий президент Жан Ширак в первом туре получил всего 20 процентов голосов. Но во второй тур в качестве его соперника вышел одиозный лидер ультраправых Ле Пен. В результате за Ширака проголосовали 82 процента французов. В нашем случае Лукашенко сам заблаговременно зачистил всех своих конкурентов.

Причины реального падения популярности Лукашенко «Альтернатива» показала в материале «Белорусский гамбит», вышедшем за две недели до голосования. И едва ли не ключевая из них, по нашему мнению, де-факто конфронтационный курс с Россией с одновременным заигрыванием с Западом, который, несмотря на усиливавшуюся пропаганду, не разделяет большинство белорусов.

К этому, конечно, нужно прибавить и реальную усталость от Лукашенко, не без оснований объявленном «последним диктатором Европы, который в XXI веке правит европейской страной в стиле брутального самодура ― председателя колхоза. В данном случае «стиль вождя» уж слишком кардинально стал расходиться со «стилем эпохи».

Нужно отметить, многие нынешние противники Лукашенко в общении в соцсетях и т. п. проявляют свое недовольство исключительно к его личности: «надоел», мол, т. е. хотели жизнь, как при Лукашенко, только без самого Лукашенко. И что характерно, организаторы и «модераторы» протестов (а кто сомневается, что они есть?) уходят от политической повестки, сводя свои требования к уходу Лукашенко.

Лозунгов типа «Геть от Москвы» и «Домой в Европу», которые всегда были определяющими не только для украинских майданов, но и для белорусских оппозиционеров, пока в Минске и других городах не слышно совсем. Понятно, что такая тактика вызвана опасениями не отпугнуть от протестов пророссийско настроенное большинство.

А вот Лукашенко заговорил совсем по-иному, и это очень показательный симптом. Но не будем злорадствовать по поводу «осознания своих ошибок», которое, как и у его украинского экс-коллеги, наступило слишком поздно.

Насчет «шансов сторон» я воздержусь от прогнозов, но однозначно можно сказать, что прежней Белоруссия уже не будет и эти президентские выборы для Александра Григорьевича последние. Далее неизбежен период политических реформ, трансформации и «трансфера» власти. А значит, геополитическая схватка за Белоруссию только начинается.

Пока ход «Беломайдана» подтверждает сделанный нами две недели назад вывод, что есть все возможности для того, чтобы и после Лукашенко Белоруссия осталась в российской сфере влияния (как минимум) с приходом куда более лояльного к Москве и адекватного руководителя.

Но «возможности» еще не означают результат. Нужна серьезная кропотливая работа, тем паче что геополитические противники не будут сидеть сложа руки. Нужно признать, что на постсоветском пространстве Россия пока не может похвастаться большими успехами в этом противостоянии, но представляется, что именно Белоруссия является сегодня достаточно удачным местом для «коренного перелома».

Битва за Белоруссию будет, прежде всего, информационной войной на её территории. И тут у противника (называем вещи своими именами) большой опыт и значительные стартовые позиции. Ведь и при Лукашенко «грантоеды» и им подобные заняли в информпространстве страны серьезные позиции при попустительстве власти, при том что любые пророссийские течения пресекались на корню и не имели никакой поддержки извне (помимо прочего, Москва не хотела лишний раз раздражать Батьку).

Очевидно, что теперь следует ожидать значительной либерализации, при которой у всех этих «независимых» фондов, СМИ и т. п. появится неизмеримо больше возможностей. Не стоит ожидать пророссийской позиции и от нынешних официальных белорусских СМИ, даже если на «переходный период» Лукашенко останется у власти и наконец осознает, ориентация на кого способна обеспечить ему достойную и спокойную старость.

Нынешний персонал этих СМИ, как водится, по взглядам больше тяготеет к «западному вектору» и теперь любые попытки административного управления информполитикой будет встречать активным сопротивлением, криками о «подавлении свободы слова» и т. п. (пока готовился этот материал, стало известно, что коллектив белорусской государственной телерадиокомпании объявил забастовку).

Нужен «план А», если Лукашенко удастся удержаться на данном этапе, с учетом того, что, судя по его последним «телодвижениям» (звонки Путину и ряд знаковых заявлений), он что-то начал понимать. Необходимо потребовать предоставления полной свободы действий пророссийским движениям и СМИ, возобновления распространения российских масс-медиа в Белоруссии, переориентации на пророссийскую направленность тех государственных СМИ, в отношении которых это будет возможно. От ставших «независимыми» жестко требовать, вплоть до административного воздействия, объективности, предоставления слова всем сторонам. (Вы же за свободу слова?)

Упор в пропаганде делать на разъяснение катастрофических последствий прозападной ориентации на примере Украины, а также Молдовы и распиаренной Грузии, благо большинство белорусов пока это осознает. Довести до сотрудников каждого предприятия, колхоза, что конкретно для них, их завода будет означать разрыв с Россией и поворот на Запад.

При этом потребовать от него поменьше «самодеятельности», в том числе и в плане «перегибания палки». Нужно понимать, что момент для сугубо «административного» разворота к возобновлению реинтеграционных процессов ушел, нужны аккуратные и взвешенные действия, при том что умело используемый «админресурс» никогда не бывает лишним.

Как подвариант этого плана возможен самый оптимальный ― уход Лукашенко уже сейчас с передачей власти на переходный период лояльному Москве человеку. Такая фигура, не имеющая негативного шлейфа и могущая использовать властные рычаги в избирательной кампании, будет наиболее очевидным «сменщиком». В её пользу и то, что у прозападной оппозиции, да и самого «Белмайдана» в целом, пока совершенно нет лидеров, которые на волне «уличной» популярности могли бы выйти в электоральные лидеры (домохозяйка Тихановская, понятно, не в счет).

На мой взгляд, именно такой «компромиссный» вариант: Лукашенко уходит, передавая власть до новых выборов действующему премьеру (а правительство в Белоруссии по конституции должно смениться после президентских выборов), ― Москва и должна отстаивать в дипломатических торгах и переговорах вокруг Белоруссии, которые уже ведутся.

Очень важно не допустить развития событий по украинскому сценарию (с захватом власти оппозиционерами и прозападной частью элиты) уже сейчас. Тогда, понятно, ни о каких реально демократических выборах не придется говорить. Но «план Б» нужно иметь и на этот случай.

Дмитрий Славский,
специально для alternatio.org

Чтобы оставить комментарий Вам надо зарегистрироваться или войти

комментарии   
  •  
  •  

RE: RE: Белоруссия: дальнейшие перспективы

9 » 19.08.2020 20:47

Цитирую urgon:
Уважаемый автор, очевидно, ошибся в начале статьи, когда писал об Украине. В 2014 году не было выборов. Видимо, имелся в виду год 2004...

В 2014 году на Украине были выборы, и президентские, и парламентские. Но в статье, да, идет речь о выборах 2004 года, так как упоминается Ющенко.

Sokker
  • Ukraine

  •  
  •  

RE: Белоруссия: дальнейшие перспективы

8 » 19.08.2020 18:47

:punch:
+2

уже всё понимаю
  • Не определено

  •  
  •  

RE: Белоруссия: дальнейшие перспективы

7 » 19.08.2020 17:30

Цитирую арбалет:
На это все нужно время и определенный уровень кругозора белорусов. А они устали от тупой и лицемерной политики батьки, и видят перед собой примеры не только Украины (которая во многом исключение), а и проебалтики и польши с их более высоким уровнем жизни и зарплатами. Надо не бояться ухода Белоруссии под запад. В конце концов победивший на первом майдане прозападный Ющенко при всей поддержке с треском проиграл перевыборы на второй срок.

Чего-то я не вижу ни какой исключительности у укРуины. Чем отличаются проебалты от укруинцев кроме того, что являются членами Евросоюза и пока-что существуют за счёт дотаций оного, промышленность как и на укРуине уничтожена полностью, депопуляция населения такая, то через несколько десятилетий от них и воспоминаний не останется. В Польшу атлантисты влили несметно денег только за то, что более русофобского государства на всём континенте не сыщешь и держат её в качестве моськи - провокатора, но с развитием там картина та же - промышленности не осталось, пшеки тоже уезжают в Германию и Мелкобританию. Что там у них сейчас? яблоки да клубника для хохлов, немного угольком сдобренные, и всё? Тоже живут пока чужую сиську сосут. А как её вдруг не станет?
А у белорусов нет ни времени ни определённого уровня кругозора, как не было его у народа СССР. У белорусов, во многом благодаря Луке, не было 90-х. они не пробовали и не знают, что это такое. Сейчас такая возможность уже появилась, но как это объяснишь, хоть и не сильно богатому, но сытому и беспечному молодому поколению? У которого есть всё, что нужно для нормальной жизни. Белоруссия на сегодня социальное государство с некоторыми изъянами, как например "фабричное рабство" и и право голоса зависящее от места рождения. В остальном, и проебалты и те же поляки не прочь и у себя иметь все те ништяки, что есть у белорусов. И уж если Россия позволит уйти Белоруссии на Запад, то исправить это можно будет только через много-много десятилетий и то не полностью, как это сейчас уже невозможно исправить на укРуине. За три десятка лет там вырастят таких русофобов с которыми будет невозможен ни какой диалог как сейчас с поляками или "украинцами".
+4

уже всё понимаю
  • Iceland

  •  
  •  

RE: Белоруссия: дальнейшие перспективы

5 » 19.08.2020 13:09

https://cont.ws/uploads/pic/2020/8/2%20%28564%29.jpg
Взято здесь: https://cont.ws/@gros59/1760016
Выборы 9 августа не были ни честными, ни прозрачными. Их результаты были сфальсифицированными », — заявила госпожа Нерыбанимясо.
+2

Maverick
  • Не определено

  •  
  •  

RE: Белоруссия: дальнейшие перспективы

4 » 19.08.2020 09:37

Уважаемый автор, очевидно, ошибся в начале статьи, когда писал об Украине. В 2014 году не было выборов. Видимо, имелся в виду год 2004...
+1

urgon
  • Ukraine  Kiev

  •  
  •  

RE: Белоруссия: дальнейшие перспективы

3 » 19.08.2020 05:47

Коротко по Белоруссии. 17.08.2020
https://cont.ws/@colonel-cassad/1759895

Коротко по Белоруссии. 18.08.2020
https://cont.ws/@colonel-cassad/1760242
+1

Феникс
  • Не определено

  •  
  •  

RE: Белоруссия: дальнейшие перспективы

2 » 19.08.2020 00:25

Цитата:
Важно то, что в начавшейся информационной войне белорусской оппозиции удалось убедить значительное количество соотечественников в том, что власть их обманула.


По официальным данным за Тихановскую голоса отдали около 600 тысяч человек. И еще некоторое количество голосов за других кандидатов. И как верно заметил Ростислав: если бы все эти люди вышли одномоментно на улицы - вся Белоруссия бы остановилась и была парализована. Пока что на митингах не замечено даже 100 тысяч человек одномоментно во всех городах Блр. Так что если кого и "убедили", то своих же, антилукашенковцев и русофобов.

Цитата:
Очевидно, что теперь следует ожидать значительной либерализации, при которой у всех этих «независимых» фондов, СМИ и т. п. появится неизмеримо больше возможностей.


Вовсе нет. ЕС уже начал дёргаться и совершенно напрасно, по глупости. Уже начали вводить пустые санкции и чего-то "требовать". А поскольку пока до сих пор нет даже минимальных предпосылок для победы Майдана (не поедет последний диктатор Европы каяться в Брюссель) в случае восстановления порядка Лукашенко ликвидирует все западные организации одним махом. Кричать будут много, но в ответ им будут просто говорить "надо было думать раньше".

Цитата:
Как подвариант этого плана возможен самый оптимальный ― уход Лукашенко уже сейчас с передачей власти на переходный период лояльному Москве человеку. Такая фигура, не имеющая негативного шлейфа и могущая использовать властные рычаги в избирательной кампании, будет наиболее очевидным «сменщиком». В её пользу и то, что у прозападной оппозиции, да и самого «Белмайдана» в целом, пока совершенно нет лидеров, которые на волне «уличной» популярности могли бы выйти в электоральные лидеры (домохозяйка Тихановская, понятно, не в счет).


С чего это автор взял что премьер Блр - лояльный к России человек? Во-вторых где взять действительно лояльных-то? В белорусском политикуме уже давным-давно не осталось людей, которые готовы серьёзно чем-то управлять и брать на себя ответственность. Кого-то Бацька выкинул, кого-то - элементарно подсёк и не дал стать кем, кем тот мог бы стать. Все премьеры, вице-премьеры, министры и депутаты - люди сугубо технические, из них вырастить лидеров не получится, даже временных.

Цитата:
Очень важно не допустить развития событий по украинскому сценарию (с захватом власти оппозиционерами и прозападной частью элиты) уже сейчас. Тогда, понятно, ни о каких реально демократических выборах не придется говорить. Но «план Б» нужно иметь и на этот случай.


Ну может и нужно. Только в чём заключается-то, этот самый план Б? Кроме того не допустить развития событий по украинскому сценарию важно в первую очередь Белоруссии. России это хоть и важно но совсем не настолько. Кроме того одно дело "пережить шторм", другое - радикально менять политику. И в Кремле вряд ли сомневаются, что Бацька, ещё недавно кричавший "кому нахрен такой союз нужен" может снова оказаться таким же ненадёжным партнёром как и был, наведя порядок в Блр исключительно своими механизмами. Похожий путь в 2016 году прошёл Эрдоган, но надёжным партнёром так и не стал. И даже если восстановление отношений России и Турции полноценно состоится - уже видимо без Эрдогана.

Да и вообще надо понимать что позиция и интересы России никуда не делись и не только не поменялись, но стали ещё более значимыми сейчас, в период мирового кризиса, пандемии и нестабильностей. И интересы России ясны - все стратегические предприятия Блр так или иначе должны перейти под контроль России. Это и Белаз и МАЗ и Беларуськалий и ещё много что. И не на условиях Бацьки, а на условиях самой России. И эти условия - базовые, их надо выполнить прежде чем говорить о восстановлении отношений и дальнейшей интеграции. Если же они выполнены всё равно не будут - интерес России к Белоруссии угаснет в течение года. И, возможно, окончательно. И дело тут вовсе не в деньгах, как считают местные змагары, а именно в стратегической безопасности России. Блр может её обеспечивать и ей помогать. И взамен и далее получать дотации, дешевые нефть и газ и многое другое. А может упираться и перестать получать всё и сразу.

Самый главный сценарий, который стоит рассмотреть - сценарий Ростислава. Лукашенко остаётся у власти еще на год-два-три, активно готовит преемника под началом Москвы. Параллельно начинается и активно идёт процесс реальной а не бумажной интеграции. Новый преемник приходит к власти с лозунгами о том, что Союзное государство должно наконец появиться на карте мира.
+5

Michael1239
  • Russia

  •  
  •  

RE: Белоруссия: дальнейшие перспективы

1 » 19.08.2020 00:20

Нужен «план А», если Лукашенко удастся удержаться на данном этапе, с учетом того, что, судя по его последним «телодвижениям» (звонки Путину и ряд знаковых заявлений), он что-то начал понимать. Необходимо потребовать предоставления полной свободы действий пророссийским движениям и СМИ, возобновления распространения российских масс-медиа в Белоруссии, переориентации на пророссийскую направленность тех государственных СМИ, в отношении которых это будет возможно. От ставших «независимыми» жестко требовать, вплоть до административного воздействия, объективности, предоставления слова всем сторонам. (Вы же за свободу слова?)

На это все нужно время и определенный уровень кругозора белорусов. А они устали от тупой и лицемерной политики батьки, и видят перед собой примеры не только Украины (которая во многом исключение), а и проебалтики и польши с их более высоким уровнем жизни и зарплатами. Надо не бояться ухода Белоруссии под запад. В конце концов победивший на первом майдане прозападный Ющенко при всей поддержке с треском проиграл перевыборы на второй срок.

арбалет
  • United Kingdom  Speke

Факты

Последние

Популярные

Избранное

РАСПАД: Ложь украинской евроинтеграции

РАСПАД: Ложь украинской евроинтеграции

Годы независимости, так или иначе, отождествляются в массовом сознании населения с разрухой, обнищан...

Эксперты США утверждают, что для 83% украинцев родной язык – русский

Эксперты США утверждают, что для 83% украинцев родной язык – русский

Уже сейчас можно со всей очевидностью констатировать, что ПОДАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ НЕ ЖЕЛ...

Как произошло слово «украинцы»

Как произошло слово «украинцы»

Костомаров в 1874 г. писал: «В народной речи слово «украинец» не употреблялось и не употребляется в ...

РАСПАД: Украинский лимитроф в геополитическом раскладе Евразии - 1

РАСПАД: Украинский лимитроф в геополитическом раскладе Евразии - 1

Сама по себе Украина не имеет значения ни в политическом, ни в экономическом, ни в технологическом, ...

К вопросу об украинском коллаборационизме

К вопросу об украинском коллаборационизме

Один из сегодняшних ученых-бандерофилов М.Коваль сильно сокрушался: дескать, немцы так подставили св...

Позвольте Украине самоубиться

Позвольте Украине самоубиться

С Украиной не надо сражаться. Украина уже давно сражается. Сама с собой. Причём с дикой яростью и ос...

Клинический случай свидомизма

Клинический случай свидомизма

«Свидоми» сами перекрывают себе доступ к информации, отрицающей их догмы. Они не читают книги и стат...

РАСПАД: Двадцатилетие суицидальной лжи - 1

РАСПАД: Двадцатилетие суицидальной лжи - 1

Мы привыкли существовать в состоянии вялотекущего конца света в отдельно взятой стране. И при этом к...

Что должен знать каждый об украинцах

Что должен знать каждый об украинцах

Украинцы — это партия, куда принимают, записывают, исключают, вычеркивают по партийному, а не по нац...

«Староукраинский» язык «конституции» Филиппа Орлика

«Староукраинский» язык «конституции» Филиппа Орлика

Во-первых, выясняется, что Пылып Орлик и не подозревал, что он – Пылып! И начало документа, и личная...

Украинский кризис глазами грека

Украинский кризис глазами грека

После распада СССР, в этой парадигме мышления Россия сама отдала на откуп украинским националистам ч...

К украинской проблеме

К украинской проблеме

Единая русская культура послепетровского периода была западнорусской, украинской по своему происхожд...

Убийственная «злука» двух украйн

Убийственная «злука» двух украйн

Малороссы и галицийцы… разные генетически, антропологически, культурно и духовно. В силу исторически...

Теги

Ukraina как геополитический
проект Запада
UKRAINA: от мифа к катастрофе авиапром АЛЬТЕРНАТИВА альтернатива проекту Ukraina антисемитизм антихристианство армия Ассоциация с ЕС Афганистан бедность безвиз Белоруссия Бильдербергский клуб Ближний Восток Болгария Венгрия Виктор Янукович Владимир Путин власть ВО Свобода война вооружения ВТО выборы Газпром галицийская окрэмишньость Галиция гастарбайтеры гендерное и сексуальное геополитика Германия глобализация ГМК Украины голодомор Греция Грузия двойное гражданство деградация демография демократия денацификация Дмитрий Медведев Донбасс Евразийский союз евроинтеграция Евромайдан Европейский Союз журналистика западное общество здравоохранение Зона свободной торговли с ЕС идентичность идеология идеология свидомизма империя интервью Иран искусство история как и зачем создавали мову как придумывали и создавали
украинцев
Католическая церковь Китай клуб «Альтернатива» коррупция кризис криминал Крым культура культурное единство
великорусов малорусов и
белорусов
Латвия Латинская Америка либерализм Ливия Литва литература личности манипуляция сознанием массовые беспорядки машиностроение Украины МВФ методы миграция мировой кризис мораль НАТО наука Нафтогаз неонацизм несостоявшееся государство нефть Новороссия НПО образование общество потребления общечеловеческие ценности олигархи оранжоиды ОУН и УПА Польша поэзия православие Православная церковь предательство прибалтика природный газ провокация происхождение и значение
слов москаль и Московия
происхождение и значение
слова Малороссия
происхождение и значение
слова Русь
происхождение и значение
слова украинец
происхождение и значение
слова украйна
промышленность Украины психология психология свидомого
украинца
равенство и неравенство РАСПАД революция режим Зеленского режим Порошенко режим Януковича реформы Россия русофобия Русская весна Русский Дух Русский Мiр русский национализм русский язык свобода слова Святая Русь сельское хозяйство сепаратизм Сербия симулякры Сирия система образования сланцевый газ СМИ Советский Союз сопротивление социальная солидарность социальная сфера специальные операции спецслужбы стратегия США Талергоф и Терезин Таможенный союз Тарас Шевченко терроризм Трамп Турция украинизация украинский национализм украинский неонацизм украинский язык фашизм федерализация философия финансовая система финансы Украины ФРС химпром Украины цветные революции церковь ЦРУ экономика элита энергетика Эстония этническое единство
великорусов малорусов и
белорусов
юмор
Вы находитесь здесь Материалы Статьи Белоруссия: дальнейшие перспективы