В пятницу Белоруссия отмечала тысячелетие Бреста. Мероприятие посетил президент Лукашенко. В процессе общения с журналистами, Александр Григорьевич сделал несколько заявлений, посвящённых белорусско-российским отношениям. На первый взгляд они могут показаться невнятным потоком сознания, но на деле очень точно отражают цели, состояние, приоритеты и смысл белорусской внешней политики, как в целом, так и на российском направлении в частности.
Не знаю, случайно ли так получилось или окружение белорусского президента подсуетилось, но даже место для заявлений было выбрано символично — Брест — с древних времён самый западный форпост Руси (как военный, так и торговый), место, где Русский мир сталкивается с западной цивилизацией, Россия с Польшей, точка равновесия двух империй, несостоявшейся западнославянской (польской) и вновь набирающей силу восточнославянской (России), с которой Белоруссия формально составляет Единое государство. В то же время, Брест — самая удалённая от России точка Белоруссии. Символика места, как бы подчёркивает характерные в последние годы для официального Минска колебания между Востоком и Западом, Россией и Европой.
Необходимо отметить, что в этот раз Александр Григорьевич не пытался пугать Кремль уходом на Запад. Он несколько скорректировал риторику и вновь акцентировал внимание на братстве народов, вечном союзе России и Белоруссии, который невозможно разорвать никакими усилиями. Более того, он подтвердил давно ходящие слухи о том, что активизировались переговоры о российско-белорусской интеграции. Ну а дальше стандартно начались претензии. Касались они, понятно, экономической сферы. Лукашенко удивлённо сообщил, что как только переговоры «вышли на экономику», «начинают торговаться — природный газ, нефть и прочее. Мы ни у кого ничего просить не будем».
И тут же попросил поставить в Белоруссию 10-15 миллиардов кубов газа с дополнительной скидкой, заявив, что это не в убыток «Газпрому», потому, что не бесплатно. Похоже президент Белоруссии не понимает, что недополученная прибыль — тоже убыток. Если одна компания будет торговать по принципу: «Спасибо, что хоть что-то заплатили», — а её конкурент выжимать максимальную прибыль, то легко догадаться, кто разорится, а кто будет процветать. Более того, он не понимает, что экономика России, российское государство и общество, организованы на принципах, существенно отличающихся от принципов организации экономики, государства и общества Советского Союза. Российская власть не может просто приказать российским корпорациям торговать с Белоруссией по тем ценам, которые удобны для Александра Григорьевича.
Собственно, сама судьба белорусского режима демонстрирует ущербность белорусской системы организации экономики. Ведь почему Александр Григорьевич, вместо того, чтобы гордо договариваться, вынужден постоянно униженно просить Россию о скидках? Потому что белорусские предприятия, обременённые социальными обязанностями, которые бодро переложило на них государство, оказываются нерентабельны в свободной конкуренции с окружающим миром. Обеспечить эту рентабельность можно только за счёт притока внешнего ресурса — внутреннего у Белоруссии нет. Можно, конечно, брать кредиты, но их надо отдавать, да и дают без особо энтузиазма. Поэтому самый выгодный метод — получить дешёвые энергоносители (причём желательно не на проценты, а в разы дешевле, чем поставляются другим).
И дело здесь не только и даже не столько в российской сырой нефти, которую перерабатывают белорусские НПЗ, поставляя на внешний рынок продукты переработки (бензины, масла и т. д.). В первую очередь энергоносители — кровь экономики. Их цена закладывается в цену производства любого товара, а также его последующей доставки потребителю. Чем дешевле энергоносители, тем дешевле произведённый на их основе товар, тем рентабельнее и конкурентоспособнее производство. По сути, Лукашенко требует, чтобы «Газпром» за свой счёт (за счёт недополученной прибыли) обеспечивал конкурентоспособность белорусской экономики.
Поскольку Россия давно не в восторге от этих требований, в последние годы режим Лукашенко неоднократно пытался заигрывать с Западом и с прозападными, националистическими маргиналами в Белоруссии, демонстрируя России наличие «альтернативы» партнёрству в рамках ЕАЭС. Но Европейский Союз, после Украины, Brexit, обнаглевшей Польши, требующей от Германии репараций (поскольку ей, как и Белоруссии, на жизнь не хватает) не готов вкладываться в создание в Белоруссии русофобского режима. Аналогичную позицию заняли и США, о чём сообщил Болтон в ходе недавних переговоров в Минске. За свой счёт можете русофобить сколько угодно, Запад даже с удовольствием окажет политическую поддержку. Но не более того. А нужны-то живые деньги, политическую поддержу Лукашенко сам кому хочешь окажет, тем более, если не бесплатно.
В общем, белорусский шантаж России Западом провалился. Поэтому в нынешних заявлениях, помимо истерических ноток («мы не будем просить» и «мне надоело»), зазвучали именно просительные интонации. Лукашенко в очередной раз акцентировал внимание на вечном братстве, даже подчеркнул, что Россия старший брат и намекнул, что поэтому на ней лежит забота о младшем. Он даже вспомнил о Чернобыле, заявив, что Россия как правопреемник СССР должна помогать Белоруссии преодолевать последствия катастрофы на украинской АЭС, поскольку построена она была при СССР. Логика извращённая, но требовать репараций, как поляки, Белоруссии не с кого, а без внешней подпитки режим существовать не может. Того, что Россия согласна выделять в рамках Союзного государства и ЕАЭС, Минску мало. Главное же, Лукашенко отказывается реформировать экономику, адаптировать её к реалиям того же ЕАЭС, поскольку в таком случае белорусская государственная власть не сможет командовать производством, придётся с ним взаимодействовать, а этого в Минске не хотят и не умеют.
Последний козырь Лукашенко — возможность закупки нефти в Саудовской Аравии и США. Он пытается испугать Россию тем, что на белорусский рынок вместо российской придёт 20-25 миллионов тонн американо-саудовской и даже азербайджанской нефти. Заодно намекает на возможность блокирования российских поставок в Европу по нефтепроводу «Дружба».
Это ровным счётом то же самое, чем в лучшие для себя времена пугал Москву Киев. Допугался. Вряд ли Лукашенко не знает, что в значительной степени белорусские НПЗ, на которых сейчас успешно перерабатывают российскую нефть, были построены только потому, что из-за бездарной политики киевского правительства остановились украинские НПЗ, построенные ещё при Союзе, как раз для того, чтобы поставлять продукты нефтепереработки, как в Европу, так и в Белоруссию. Между тем Украина также рассказывала об альтернативных поставках норвежской и азербайджанской нефти, а также нефти и газа из стран Персидского залива. Закончилось всё тем, что «альтернативный» европейский газ — тот же российский, только дороже. Эксперты утверждают, что российским будет и «альтернативный» американский сжиженный газ, который планируется поставлять на Украину через Польшу (и тоже дороже, чем если покупать напрямую у России). Вместо украинских НПЗ построены белорусские, а созданный под задачу качать норвежскую нефть в Кувейт, а кувейтскую в Норвегию нефтепровод «Одесса-Броды» превращается в металлолом с тех пор, как от его использовании в реверсном режиме, под давлением украинских властей, была вынуждена отказаться ТНК-ВР.
Белоруссия, конечно, может купить нефть и газ у кого угодно. Дефицита этих ресурсов в мире нет. Проблема в том, что у кого угодно будет дороже, чем продаёт Россия. А значит любая белорусская попытка серьёзной «диверсификации закупок» приведёт к самоубийству экономики (как это произошло с украинской).
Уверен, что Лукашенко всё это понимает. Поэтому, как только стало ясно, что прямой финансовой поддержки с Запада не дождёшься, он резко скорректировал риторику, и теперь использует в качестве аргументов «братство» и Чернобыль, лишь по остаточному принципу и без энтузиазма рассказывая о 25 миллионах тонн альтернативной нефти, которую способен поглотить белорусский рынок.
А в целом, конечно, Александр Григорьевич молодец. В отличие от своих киевских коллег он понимает прямую связь политической стабильности режима с его экономической базой, и как лев бьётся за консервацию белоруской экономики в существующем виде, поскольку экономические реформы в Белоруссии, сделают неизбежными и политическую трансформацию существующей власти.
Ростислав Ищенко,
специально для alternatio.org
RE: RE: Противоречивый Лукашенко
12 » 11.09.2019 23:43
Вы правы, но тут содержится базовое логическое заблуждение. Если БЛР не перестанет быковать и не станет ласковым теленком, то всё будет плохо, но вот если станет - совсем не факт, что будет хорошо. Собственно, об этом и пишет Ростислав.
Цитирую Sinoptic:
Тоже верно. Вот только Израиль при этом всегда получал гигантские вливания США, что по меркам маленькой страны было не просто подпиткой, а возможностью существовать. Блр же при этом не ничего нового не создавала. Какие там предприятия были открыты за последние 10-15 лет? В России открыли за это время более 2000 новых заводов. И, естественно, все трубят, что этого "критически недостаточно". А в Блр как были основные активы - МАЗ, БелАз и Беларуськалий, так и остались. Даже белорусские тракторы уже глобально уступают российским.
Цитирую Sinoptic:
Едва ли. По крайней мере едва ли в случае Украины. Да и вообще вопрос не в капитализме, а в присутствии (или отсутствии) мозгов. Есть мозги - успехи будут даже и без развитого нормального капитализма, нет мозгов - будет как на Украине.
Michael1239
RE: Противоречивый Лукашенко
11 » 11.09.2019 17:03
Владимир Машков
RE: Противоречивый Лукашенко
10 » 11.09.2019 11:17
Истинно, истинно говорю вам, если не перестанете быковать и не станете ЛАСКОВЫМ теленком, никаких райских кущей на многострадальной земле Белорусии не увидите.
Цитата:
Безусловным плюсом Белорусии является то, что она подобно Израилю, наплевав на амбиции, занимается всем, что приносит реальную выгоду. Говорят, что мечтать не вредно... Я вот смотрю на мечтательных хохлов устроивших такой срач у себя на базу и мечтающих о капиталистическом рае на землях Гренады и белорусов с их "пост-совковыми" формами хозяйствования... и понимаю, почему для запада так "опасен" "режим Лукашенко".
Цитата:
Тридцать лет конечно же не сорок, но срок достаточный, чтобы у людей появилось ясное понимание, что такое "капитализм" и "социализм" без идеологической мишуры. Возможно это самый главный и самый полезный итог этих лет.
Sinoptic
RE: RE: Противоречивый Лукашенко
9 » 11.09.2019 10:07
Ну если обе не дают - не насосёшься. Да и путь Китая это не обязательно путь исполина. Можно вполне себе стать маленьким Китаем в стиле какого-нибудь Тайваня или Южной Кореи. Денег много не дадут но и своё можно вполне себе не упускать. А попытка удерживать на плаву эдакий белорусский "пост-совок" ничем хорошим закончиться не может.
Цитирую Sinoptic:
Какой смысл спрашивать что-то у питекантропа? Ему ведь всё равно производили в СССР нормальные машины или какие-нибудь запорожцы. И все равно что сегодня нормальных машин производится в России больше чем в пиковые годы во всём Союзе. Ну нравится ему, что в советские времена лично укрепили его пещеру, научили вытирать зад бумагой и даже подарили калоприёмник. Вот и считает это великими достижениями.
Michael1239
RE: Противоречивый Лукашенко
8 » 11.09.2019 09:32
Современный союз государств - это брак по расчету. Сателлит вправе разсчитывать на определенные преференции, главное чтобы умерял аппетит в соответствии с предлагаемым меню.
Цитата:
БЛР не может идти ни по пути России, ни по пути Китая, нет таких территориальных, природных, человеческихресурсов . У Белоруссии два пути. В очередь европейских лимитрофов или ласковым теленком меж двух маток (Россией и Китаем)
Цитата:
Интересно, по каким критериям вы определяете зря или не зря.
Sinoptic
RE: Противоречивый Лукашенко
7 » 11.09.2019 00:41
Вот что значит писать не думая. РФ по промпроизводству нынче составляет 86, 8% (2018 год) от уровня РСФСР 1990 года, по уровню сельхозпроизводства 94,1% от того же 1990 года. То есть тридцать лет прошли даром, тридцать лет это целое поколение. Другими словами,жизнь целого поколения прошла зря. За эти тридцать лет Китай, про который мы рассказывали анекдоты про "оцень кушать хоцца", стал уверенно теснить США.
дядя Федор
RE: Противоречивый Лукашенко
6 » 10.09.2019 19:27
Цитата:
Это, всё, конечно, так. Но Лукашенко не может не понимать, что без хоть каких-то реформ белорусско-советское хозяйствование даже с российскими дотациями не даст хороших результатов. И если хочется действительно стать не просто местным князьком, а лидером развитой страны, то надо идти или по пути Путина или по пути Китая. Других путей просто нет. Времена, когда каким-то странам из чисто политических соображений выделяли огромные деньги давно прошли. Да и Блр - далеко не тот плацдарм, который запад хотел бы использовать против России. Так что будущее Блр - всё равно интеграция в состав России. Может быть неофициально но по сути. И чем дольше Бацька тянет с этим процессом тем хуже будет самой Блр.
Michael1239
RE: Противоречивый Лукашенко
5 » 10.09.2019 13:47
Проблема еще в том, что батька "кидает" партнеров. Уго Чавеса тоже кинул на приличную сумму, так что пришлось потом наличкой расплачиваться.
Непонятно, зачем Ростислав взялся за белорусскую тему, более глубоко и детально разрабатываемую Суздальцевым, да и блогеры не отстают, например ladik2005.
Анализ белорусско-украинских отношений был бы полезнее.
Окский
RE: Противоречивый Лукашенко
4 » 10.09.2019 13:38
https://www.youtube.com/watch?v=SPteCBxq0ZI
Лукашенко: Через два года Минск станет столицей США
Цитата:
Феникс
RE: Противоречивый Лукашенко
3 » 10.09.2019 11:06
Эту тему работая в РИА лучше не поднимать, а то у читателей возникнет много вопросов к государству российскому
дядя Федор
RE: Противоречивый Лукашенко
2 » 10.09.2019 09:46
GOGA
RE: Противоречивый Лукашенко
1 » 10.09.2019 07:24
РАЕ
RSS лента комментариев этой записи