Альтернатива

  • Увеличить шрифт
  • Обычный шрифт
  • Уменьшить шрифт

Свой-чужой

18 Декабря 2023 Александр ФидельАлександр Фидель
Просмотров 4554
Оценить
(121 голос)
Свой-чужой

Известный писатель и журналист Илья Эренбург в годы Великой Отечественной войны был, безусловно, советским публицистом № 1 как внутри страны, так и за её пределами. Помимо блестящего слога, его статьи отличала крайняя даже по тем временам жесткость по отношению к врагу, не содержащая ни грамма по нынешней терминологии «политкорректности». Он прямо писал: «убей немца», «все немцы виноваты».

Позднее, на склоне лет, он вспоминал, как другой известный советский писатель Василий Гроссман постоянно его за это упрекал и лишь однажды шепнул: «Быть может, вы и правы…». Дело было во время фронтовой поездки после допроса очередного «факельщика» (так называли солдат противника, сжигавших деревни при отходе).

Илья Григорьевич удивился — факельщик как факельщик, но, оказалось, дело было не в нём, а в также присутствовавшем при допросе немецком писателе-антифашисте — тот всё время искал факельщику оправдание. Я же сейчас, да простят меня читатели, попробую также найти оправдание, но не факельщику, а не названному Эренбургом немецкому писателю.

Ведь некий «транспондер», индикатор «свой-чужой», заложен в каждого человека. Родители счастливы поступлению своего чада в престижный вуз и их совершенно не трогают переживания тех, кто конкурс туда не прошел. Работников фирмы радует заключение выгодного контракта, а то, что конкуренты остались за бортом, только добавляет им профессиональной и корпоративной гордости.

И совершенно естественно, что это же относится и к успехам своей страны, ведь конфликт интересов и конкуренцию на международной арене никто не отменял. Впрочем, разве обязательно, чтобы такие успехи обязательно несли «материальную составляющую» для граждан? Мы помним, какой взрыв народного ликования вызывали полеты первого спутника и Юрия Гагарина в космос, хотя ну какой «личный интерес» был у простого советского гражданина оттого, что удалось опередить американцев?

То, что свое ближе, отображается и в самом восприятии тех или иных событий, в том числе и относящихся к уже неблизкой истории. Тот же полет Гагарина воспринимается как неизмеримо более значимое событие, чем высадка американцев на Луну (а значительная часть россиян ныне и вовсе убеждена в «лунном заговоре»), большинство же американцев уверено в решающем их вкладе в победу во Второй мировой войне.

Этот список можно продолжать и продолжать, замечу лишь, что и войны, которые все государства вели на протяжении всей истории, граждане обычно считают если не справедливыми, то «оправданными» из соображений безопасности и т. п., в крайнем случае тем, что они несли культуру и цивилизацию туземцам. «Диссиденты» в таких ситуациях почти всегда оказываются в меньшинстве.

И даже если разум, убеждения, совесть не позволяют согласиться со своей страной и даже своим народом, они для человека остаются пусть и ошибающимися, даже тяжко «согрешившими», но «своими». Ментально человек всегда будет «адвокатом», ищущим оправдание и «смягчающие обстоятельства» (это относится и к ситуациям, когда близкий человек совершил тяжкое преступления), как упомянутый выше немецкий писатель.

Бывает, что ведущаяся война непопулярна в обществе, вызывает значительный общественный протест, как было в США во время вьетнамской войны, но мыслимо ли представить, чтобы тогдашние американские антивоенные активисты призывали, скажем, к терактам на территории США, оскорбляли бы своих сограждан, поддерживающих правительство или политически индифферентных, посильно финансировали Вьетконг.

Сложно не согласиться с Дмитрием Медведевым в том, что: «Всё-таки некоторые свалившие за кордон наши “литературные классики”, выражаясь словами Михаила Булгакова, “самая гнусная мразь”. Ну ладно, очень не любят “политический режим”, выступают против решений государства. Это нормально, всем не угодишь, каждый имеет право на свою точку зрения. Но радоваться нанесению ударов по своей стране, желать гибели своим гражданам — это, знаете ли, совсем “запредел”, это за гранью добра и зла».

Готовность следовать за любой противостоящей своей стране, своему народу внешней силой особенно проявилась в двойных стандартах их отношения к во многом похожим ситуациям. Практически всё российское либеральное сообщество горячо сочувствовало «борьбе за свободу чеченского народа» во времена обеих чеченских войн, находило понимание любым зверствам исламских фанатиков.

Однако в 2014-м оказалось, что, по мнению отстаивавших право чеченского народа на самоопределение, русскоязычные Украины должны быть полностью лишены любых прав. Их совершенно не смущал воцарившийся на Украине откровенный шовинизм, частенько перетекающий в откровенный нацизм, как и мирные жертвы украинских обстрелов и бомбардировок все годы конфликта в Донбассе.

Ведь и мирное воссоединение Крыма с Россией — это чудовищное покушение на «основополагающий» принцип нерушимости границ (а как же чеченский сепаратизм?). Поэтому не случайно Андрей Макаревич считает, что «насилие над Украиной — это зверское, лицемерное насилие над страной, которая пытается вырваться из лап русской цивилизации. Да и цивилизация ли это, тоже вопрос. По мне, нет. Это просто территория, много веков диктующая своим соседям, как надо жить», — заявлял Андрей Макаревич.

В этой тираде суть их симпатий обозначена абсолютно четко: «вырваться из лап русской цивилизации».

Симпатии к «майданизму», к самым отвратным его проявлениям вызваны именно его антироссийской основой, вызывающей полное сочувствие и понимание. Русофобы, всеми возможными способами изгоняющие из Украины русский язык и русскую культуру (к которой вроде бы относятся и Макаревич с Быковым и Акуниным, тут их основной «рынок сбыта»), для них «свои», а подавляющее большинство сограждан ― «чужие».

Особенно четко настройки их «транспондера» проявились на фоне нынешнего обострения израильско-палестинского конфликта. Куда делся весь их «нетвойнизм», причем и у тех, у кого нет ни капли еврейской крови? Тут они немедленно стали самыми кровожадными «ястребами» (и снова вспомним, на чьей стороне были их симпатии, когда Россия боролась с исламским терроризмом и экстремизмом на Северном Кавказе).

Показателен и их нынешний исход, который всё-таки погоней за длинным рублем (долларом, шекелем) не объяснишь: их основная аудитория — в России и постсоветской диаспорой выпадающие доходы не компенсируешь. Думаю, большинство из них (особенно, если брать «элитариев», а не рядовых «штурмовиков» Верхнего Ларса) отлично это понимало.

Страшнее этого оказалась возможность стать изгоем для «святого» Запада: если не оказаться в каком-нибудь санкционном списке, то попасть под общие ограничения, которым могут подвергнуться граждане РФ, включая визовые проблемы, стать там нерукопожатными.

А главное, страх того, что придется коротать век в стране-изгое, лишенной доступа к высшим благам мировой, читай, западной цивилизации, неизбежно скатившейся в нищету и упадок. Так что лучше уж (с точки зрения и размеров заработка, и возможности его потратить) относительно немногочисленная (несколько миллионов человек) эмигрантская аудитория, чем куда более многочисленные, но обнищавшие россияне.

В общем, враги страны, а называя вещи своими именами, — враги народа, который, как любой другой народ, желает для своей страны счастья, развития и благополучия.

Об истоках, причинах этого явления, а особенно того, насколько массовый характер оно приняло, «Альтернатива» писала не раз и, наверное, пора четко определяться, что с этим делать.

Ведь знаменитая формулировка «испуганные патриоты» достаточно чётко отображала отношение к ним значительной, если не преобладающей части российского политического класса, включая находящихся, безусловно, на патриотических позициях.

Дескать, творческим людям всегда свойственна некая фронда, оппозиционность, им простительно недостаточно глубокое понимание политической ситуации, причин тех или иных действий власти, в общем, к этому нужно относиться снисходительно, главное, чтобы их талант служил стране и её гражданам. В общем, «нам неважно, что говорит Шаляпин, нам важно, как он поёт».

К тому же действительно, культурная, политические элиты очень тесно переплетены между собой многочисленными личными связями и контактами, а «испуганные патриоты» очень часто в жизни милые, интеллектуально развитые люди, интересные собеседники.

Показателен комментарий известного, не дававшего повода усомниться в своей патриотической позиции политолога Сергея Маркова: «Акунина и Быкова знаю лично. Дискутировал с ними. Оба очень талантливые литераторы. Реально очень. Но оба какие-то совершенно умственно несамостоятельные в политических вопросах. То есть умственно не отсталые, не беспомощные, а именно очень несамостоятельные. Гонят пропагандистские штампы, но облекают их в красивые литературные формы. Так бывает, талант в одной области сочетается с глупостью в другой области.

Их бы надо пожалеть и предложить им не просто молчать на политические темы, а даже и не думать на политические темы. Но, к сожалению, это невозможно. Поэтому они будут и думать про политику, и говорить про политику, и позориться своими совершенно подростковыми политическими идеями».

Но, судя по всему, приходит понимание, что глубоко антипатриотическая, враждебная стране часть (и значительная) культурной элиты, даже талантливой (хотя и тут относительно многих вопрос «дискуссионный»), слишком дорогое удовольствие для страны, ведущей жестокую борьбу за свое достойное будущее, платящей за это жизнями своих лучший сыновей на фронте.

Они действительно ЛОМы (лидеры общественного мнения) и активно популяризируют и распространяют свою систему взглядов в обществе, формируя «пятую колонну».

Резкое заявление Дмитрия Медведева, «адресные» звонки Вована и Лексуса (а мы «большие мальчики и девочки» и отлично понимаем, что им очень серьезно «помогают» в их деятельности), уголовное дело в отношении певца Шарлота показывают, что «жалость» заканчивается.

Для тех же, кто видит в этом ущемление неких свобод, просто скажем, что эта та самая «культура отмены», которая ныне активно применяется на Западе. Отрезать их от медийных площадок, финансовых потоков (особенно государственного «происхождения»), и со временем о них забудут, другим же будет наука.

Как говорится, на войне как на войне.

Александр Фидель,
специально для alternatio.org

Чтобы оставить комментарий Вам надо зарегистрироваться или войти

комментарии   
  •  
  •  

RE: Свой-чужой

8 » 19.12.2023 22:41

Цитата:
Бывает, что ведущаяся война непопулярна в обществе, вызывает значительный общественный протест, как было в США во время вьетнамской войны, но мыслимо ли представить, чтобы тогдашние американские антивоенные активисты призывали, скажем, к терактам на территории США, оскорбляли бы своих сограждан, поддерживающих правительство или политически индифферентных, посильно финансировали Вьетконг.


Интересно, как граждане США могли бы в 60-е финансировать Вьетконг, почтовыми переводами? :D Антивоенные протесты в США тогда далеко не всегда были мирными, но сейчас там никому не приходит в голову осуждать даже тех, кто участвовал в столкновениях с полицией.

Цитата:
Для тех же, кто видит в этом ущемление неких свобод, просто скажем, что эта та самая «культура отмены», которая ныне активно применяется на Западе. Отрезать их от медийных площадок, финансовых потоков (особенно государственного «происхождения»), и со временем о них забудут, другим же будет наука.


"Культура отмены" на Западе - это миф. Нет никакой культуры отмены. Был ряд случаев в прошлом году, после 24 февраля, но это не стало системой. Произведения русских авторов ставятся и звучат на Западе в том числе и в наши дни и попробуйте доказать обратное.
−1

PeeTon
  • Не определено

  •  
  •  

Я родину свою люблю, а государство ненавижу.

7 » 18.12.2023 15:52

Цитата:
Но радоваться нанесению ударов по своей стране, желать гибели своим гражданам — это, знаете ли, совсем “запредел”, это за гранью добра и зла».
А почему я не должен радоваться истреблению полка "Навоз"? Да, фашисты тоже люди, но прежде всего они фашисты.
+2

РАЕ
  • Netherlands  Utrecht

  •  
  •  

RE: Свой-чужой

6 » 18.12.2023 13:07

Цитата:
писателем уровня Толстого


Ну для уровня Толстого ума много не надо. Просто распиаренный графоман, которого не любит никто, кроме училок литературы.

А так, когда нет литературы нормальной, то и писаки второсортных приключенческих романов начинают считаться светилами.
−2

Beltar_The_Lion
  • Russia  Moscow

  •  
  •  

RE: Свой-чужой

5 » 18.12.2023 13:01

На западе тоже были несогласные до участия в террористических организациях.

А вообще, я считаю, что тут просто переоценивается степень психического здоровья людей, хотя вялотекущая шизофрения никуда не делась.

Beltar_The_Lion
  • Russia  Moscow

  •  
  •  

RE:Акунина и Быкова знаю лично. Дискутировал с ними. Оба очень талантливые литераторы. Реально очень.

4 » 18.12.2023 11:17

Назвать человека талантом в русской литературе ... ? Талантливые литераторы - Глеб Успенский , Владимир Короленко , Леонид Леонов, Константин Симонов , Виктор Астафьев,Василий Белов,...,возможно Андрей Битов.. . Акунина в этом ряду представить невозможно.
Известность(не более ) Б.Акунина это полная заслуга кинорежиссеров и Pr-акций. А присвоить себе в псевдоним фамилию М.Бакунина - чистая хлестаковщина!
Рассматривать Димулю Быкова как литератора , тем более как "поэта" ... , скорее как несостоявшуюся жертву пародиста Александра Иванова.

Поэт сидит, поэт лежит,
но это ничего не значит,
внутри поэта все бежит…
И как же может быть иначе?..


P.S. Пранк с Д.Быковым от имени Ермака.
www.youtube.com/watch?v=8H8oaHA3Xzo
:-) Димуля к тому же ещё и честолюбивый глупец, как человек . Ищет чести и почета от укро-клоуна.

И потом ,с литераторами не дискутируют - их читают. Как вино - не читают ,а пьют.

www.youtube.com/watch?v=3KPvojendNQ
+1

Rusnak
  • Russia  Moscow

  •  
  •  

RE: Свой-чужой

3 » 18.12.2023 10:51

С тем что накропал Зильбертруд не знаком но Акунина-Чхартишивили читал- несколько книг про приключения Фандорина. Скажу так кой какой литературный талант у Акунина есть, книги его читабельны(во всяком случае о Фандорине) но полагаю что считать его писателем уровня Толстого или Достоевского-это вряд. Земля русская богата на таланты и думаю что кроме Акунина есть масса не менее талантливых писателей. А вот его антирусскость это конечно пунктик на который следует обратить внимание- времена сейчас действительно иные и нельзя допускать чтоб такие русофобы имели возможность влиять на умы подрастающего поколения. Кстати, теперь то понятно почему в произведениях о том же Фандорине Россия Акуниным выписана скажем так серо-уныло-мрачновато. То есть Фандорин в России действует постоянно в условиях самодурства , тупости начальников а русский народ вокруг него глупый и раболепски преданный самодурам начальникам . Зато вот описывая Японию куда Фандорин попал Акунин очень даже добавил романтических красок и скажем так Япония выглядела очень даже достойно несмотря на типа недостатки о которых Акунин упомянул. И потом Фандорин даже слугу себе взял из японцев. То есть для господина Фандорина только японец оказался сметливым и умным в роли слуги, русские получается ему не подходили. И это я навскидку вспомнил эти детали а если задаться целью и поискать антироссийских "блошек" в акунинских сочинениях то полагаю там найдется их вагон и маленькая тележка.
+2

Toff2021
  • Не определено

  •  
  •  

RE: Свой-чужой

2 » 18.12.2023 05:51

Цитата:
Но, судя по всему, приходит понимание, что глубоко антипатриотическая, враждебная стране часть (и значительная) культурной элиты, даже талантливой (хотя и тут относительно многих вопрос «дискуссионный»), слишком дорогое удовольствие для страны, ведущей жестокую борьбу за свое достойное будущее, платящей за это жизнями своих лучший сыновей на фронте.

Они действительно ЛОМы (лидеры общественного мнения) и активно популяризируют и распространяют свою систему взглядов в обществе, формируя «пятую колонну».


Для человека воспитанного на традиционных ценностях, знакомого с творчеством людей в исторической ретро перспективе, коими являются литература, театр, живопись, скульптура, и понимающего в искусстве некоторые представители современной культурной элиты видны, как на ладони: кто является действительно талантом, а кто просто примазавшийся ремесленник.

Так называемыми лидерами общественного мнения являются те, кто кривляется перед камерой и/или плясками под фанеру на эстраде, а мерой "таланта" служит количество подписчиков и/или поклонников которых можно доить и окучивать, как лохов, а также навязывать по заказу кураторов "общечеловеческие ценности", как благодетель, а не как порок, паразитируя на эмоциях. О смыслах в произведениях оворить не приходится - их нет в принципе.

Что Акунин, что Быков(Зильбертруд) словоблудцы в произведениях которых не видно истинных ценностей человека, а какая-то подростковая инфантильность и стремление погадить на русскую традицию. Они действительно ненавидят русских и это просматривалось в каждом их опусе и для меня не было открытием, что они выразили в диалогах с Лексусом и Вованом.

Несмотря на популярность романов современных ЛОМов об Акунине и Зильбертруде забудут, как забывают о модных шмотках. Туда им и дорога - в забытьё.
+2

ivan_vatnik
  • Australia

  •  
  •  

RE: Свой-чужой

1 » 18.12.2023 01:46

Цитата:
Резкое заявление Дмитрия Медведева, «адресные» звонки Вована и Лексуса (а мы «большие мальчики и девочки» и отлично понимаем, что им очень серьезно «помогают» в их деятельности), уголовное дело в отношении певца Шарлота показывают, что «жалость» заканчивается.


На самом деле выходить за рамки законности ради "особой справедливости" никто как и ранее не хочет. И вряд ли будет. Но активность проявить в этом направлении никто не запретит. Кричать "волки!" на западе уже бессмысленно. Там в какого-то особо кровавого и жестокого тирана Путина мало уже кто верит. И с годами таких станет ещё меньше. Прецедентов гибели каких-то персонажей слишком мало, чтобы воссоздать мифический образ ГУЛАГа. Ну а так - что есть то есть. Одни за границей будут бомжевать, другие - вернутся и предпочтут отсидеть.
+1

Michael1239
  • Russia  Moscow

Факты

Последние

Популярные

Избранное

Как произошло слово «украинцы»

Как произошло слово «украинцы»

Костомаров в 1874 г. писал: «В народной речи слово «украинец» не употреблялось и не употребляется в ...

Украинский кризис глазами грека

Украинский кризис глазами грека

После распада СССР, в этой парадигме мышления Россия сама отдала на откуп украинским националистам ч...

РАСПАД: Двадцатилетие суицидальной лжи - 1

РАСПАД: Двадцатилетие суицидальной лжи - 1

Мы привыкли существовать в состоянии вялотекущего конца света в отдельно взятой стране. И при этом к...

К вопросу об украинском коллаборационизме

К вопросу об украинском коллаборационизме

Один из сегодняшних ученых-бандерофилов М.Коваль сильно сокрушался: дескать, немцы так подставили св...

Эксперты США утверждают, что для 83% украинцев родной язык – русский

Эксперты США утверждают, что для 83% украинцев родной язык – русский

Уже сейчас можно со всей очевидностью констатировать, что ПОДАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ НЕ ЖЕЛ...

Позвольте Украине самоубиться

Позвольте Украине самоубиться

С Украиной не надо сражаться. Украина уже давно сражается. Сама с собой. Причём с дикой яростью и ос...

Убийственная «злука» двух украйн

Убийственная «злука» двух украйн

Малороссы и галицийцы… разные генетически, антропологически, культурно и духовно. В силу исторически...

Что должен знать каждый об украинцах

Что должен знать каждый об украинцах

Украинцы — это партия, куда принимают, записывают, исключают, вычеркивают по партийному, а не по нац...

РАСПАД: Украинский лимитроф в геополитическом раскладе Евразии - 1

РАСПАД: Украинский лимитроф в геополитическом раскладе Евразии - 1

Сама по себе Украина не имеет значения ни в политическом, ни в экономическом, ни в технологическом, ...

«Староукраинский» язык «конституции» Филиппа Орлика

«Староукраинский» язык «конституции» Филиппа Орлика

Во-первых, выясняется, что Пылып Орлик и не подозревал, что он – Пылып! И начало документа, и личная...

РАСПАД: Ложь украинской евроинтеграции

РАСПАД: Ложь украинской евроинтеграции

Годы независимости, так или иначе, отождествляются в массовом сознании населения с разрухой, обнищан...

Клинический случай свидомизма

Клинический случай свидомизма

«Свидоми» сами перекрывают себе доступ к информации, отрицающей их догмы. Они не читают книги и стат...

К украинской проблеме

К украинской проблеме

Единая русская культура послепетровского периода была западнорусской, украинской по своему происхожд...

Теги

Ukraina как геополитический
проект Запада
UKRAINA: от мифа к катастрофе авиапром АЛЬТЕРНАТИВА альтернатива проекту Ukraina антисемитизм антихристианство армия Ассоциация с ЕС Афганистан бедность безвиз Белоруссия Бильдербергский клуб Ближний Восток Болгария Венгрия Виктор Янукович Владимир Путин власть ВО Свобода война вооружения ВТО выборы Газпром галицийская окрэмишньость Галиция гастарбайтеры гендерное и сексуальное геополитика Германия глобализация ГМК Украины голодомор Греция Грузия двойное гражданство деградация демография демократия денацификация Дмитрий Медведев Донбасс Евразийский союз евроинтеграция Евромайдан Европейский Союз журналистика западное общество здравоохранение Зона свободной торговли с ЕС идентичность идеология идеология свидомизма империя интервью Иран искусство история как и зачем создавали мову как придумывали и создавали
украинцев
Католическая церковь Китай клуб «Альтернатива» коррупция кризис криминал Крым культура культурное единство
великорусов малорусов и
белорусов
Латвия Латинская Америка либерализм Ливия Литва литература личности манипуляция сознанием массовые беспорядки машиностроение Украины МВФ методы миграция мировой кризис мораль НАТО наука Нафтогаз неонацизм несостоявшееся государство нефть Новороссия НПО образование общество потребления общечеловеческие ценности олигархи оранжоиды ОУН и УПА Польша поэзия православие Православная церковь предательство прибалтика природный газ провокация происхождение и значение
слов москаль и Московия
происхождение и значение
слова Малороссия
происхождение и значение
слова Русь
происхождение и значение
слова украинец
происхождение и значение
слова украйна
промышленность Украины психология психология свидомого
украинца
равенство и неравенство РАСПАД революция режим Зеленского режим Порошенко режим Януковича реформы Россия русофобия Русская весна Русский Дух Русский Мiр русский национализм русский язык свобода слова Святая Русь сельское хозяйство сепаратизм Сербия симулякры Сирия система образования сланцевый газ СМИ Советский Союз сопротивление социальная солидарность социальная сфера специальные операции спецслужбы стратегия США Талергоф и Терезин Таможенный союз Тарас Шевченко терроризм Трамп Турция украинизация украинский национализм украинский неонацизм украинский язык фашизм федерализация философия финансовая система финансы Украины ФРС химпром Украины цветные революции церковь ЦРУ экономика элита энергетика Эстония этническое единство
великорусов малорусов и
белорусов
юмор
Вы находитесь здесь Материалы Статьи Свой-чужой