Альтернатива

  • Увеличить шрифт
  • Обычный шрифт
  • Уменьшить шрифт

Похвала русскому боярству

13 Ноября 2011 Егор Холмогоров
Просмотров 6858
Оценить
(18 голосов)
Похвала русскому боярству

Доклад, прочитанный автором на аристологическом семинаре  Института динамического консерватизма 17 сентября 2009 года. В обсуждении доклада приняли участие Андрей Фурсов, Константин Крылов, Дмитрий Володихин, Виталий Аверьянов, Андрей Кобяков, Михаил Ремизов, Александр Рудаков, Наталья Андросенко, Вадим Венедиктов, также другие гости и сотрудники ИДК. Материалы обсуждения будут в ближайшее время опубликованы «Русским Обозревателем».

В наше время почему-то вновь стало очень модно обсуждать тему «покаяния», которое должен за что-нибудь принести русский народ. За редкими исключениями каяться предлагается либо в чем-то, к чему русские имели очень малое отношение, либо в чем-то, чем следовало бы скорее гордиться; а в качестве плодов покаяния обычно требуют совершить какую-нибудь невообразимую мерзость. Так вот, именно памятуя об этом дурном примере всевозможных лжепокаяний, я не буду призывать русский народ каяться в том действительном преступлении, которому он попустил совершиться с самыми печальными для себя последствиями. Это преступление состояло в следующем: русский народ к вреду для самого же себя позволил уничтожить собственную аристократию, великолепное ядро своей нации.

В Средневековье и Новое время Россия обладала исключительной по своим качествам национальной аристократией, каковой было русское боярство и, прежде всего, боярство двора московских государей. Именно этой аристократии Русское государство было обязано своим возвышением, своим единством и могуществом, своей устойчивостью в период смут. Именно эта аристократия порождала необычайной одаренности духовных и культурных гениев, таких как преподобный Сергий Радонежский или Александр Сергеевич Пушкин. Именно эта аристократия приносилась (и приносила себя) в жертву и неблагодарности и мятежам черни, и жестокости самодержцев, порой переходившей в самодурство — приносила себя в жертву молча, практически не жалуясь и не оправдываясь за возводимую клевету. Частью этоса боярского служения на Руси было — соответствовать пословице о добром царе и злых боярах: поддерживать престиж царства даже в ущерб своей исключительно высоко ценимой чести.

Англичанин Ричард Ченслер, побывавший в Москве при Иване Грозном, сказал о русских, что они напоминают необъезженного коня, не знающего своей силы. И если бы русские знали свою силу, никто не мог бы противостоять им. Одной из частей этого незнания, сохраняющегося, в общем-то, и до сих пор, было незнание, непонимание русскими того факта, какого исключительно высокого качества аристократию подарило нам провидение. Насколько проводившие на службе с утра (в самом буквальном смысле с утра — с первого часа по восходу солнца, когда бояре собирались к царю, а затем в думу) до вечера (в самом буквальном смысле до вечера — до 10-11 часов, до которых после перерыва на обед продолжались думские дела), не могшие вообразить себе уклонение от нее, способные вести и военные, и посольские и хозяйственные дела, бояре Московского двора, отличались, к примеру, от французской аристократии. Той самой, которая прибывала в Версаль не чтобы думать, а чтобы одевать короля. Французский двор вообще был задуман не для того, чтобы пэры и дворяне при нем служили, а для того, чтобы они не очень сильно вредили, и не мешали бюрократии интендантов управлять страной.

Поразительно и постыдно еще и то, что никогда не устроив в стране ничего подобного войне Алой и Белой розы, борьбе арманьяков и бургиньонов, борьбе католиков и гугенотов, не учинив никакой Фронды, русское боярство стало жертвой совершенно неприличных и клеветнических обвинений в «измене». И это при том, что русское и особенно московское боярство было важнейшим фактором недопущения смут, охраны национальной целостности и национальной независимости, многократно выступало в качестве стабилизатора политической ситуации в стране, разрываемой династическими и удельными спорами Рюриковичей, а затем и иными династическими смутами. Мало того, именно русское боярство было главным актором, главной действующей силой по ликвидации раздробленности страны.

Как совершенно справедливо заметил один из крупнейших русских историков ХХ века (крупнейших не по чинам и не по «пиару», а по реальным научным результатам) Степан Борисович Веселовский, в условиях, когда московские князья — вплоть до Ивана Грозного включительно, — умирая, делили свое княжество на уделы, должны были быть «какие-то силы, которые помимо московских великих князей работали в пользу объединения Руси и относились враждебно к уделам и удельным князьям. Одной из таких сил было великокняжеское боярство».

Широко известна решающая роль московского боярства в том, что была остановлена династическая война середины XV века между московскими и галицкими князьями, причем остановлена победой самодержавного рода Василия II (еще одного оклеветанного персонажа русской истории — князя, защитника православия, объявленного историографической клеветой «слабым», «неспособным» и так далее). Трижды галицким князьям удавалось силой захватить московский стол — и трижды они вынуждены были фактически капитулировать, столкнувшись с полным неприятием своей власти именно со стороны московского боярства и служилых людей. В этой борьбе выковался Московский Государев Двор стройная военно-служилая организация, основой которой была система местничества. Именно эта организация, построенная во многом на принципах противоположных тем, на которых строились европейские бюрократии, стала одним из факторов исключительной эффективности Русского государства в XV–XVII веках, — эффективности, доказательством которой стал хотя бы рост территории в десятки раз при сохранении управляемости. Впрочем, о дворе и о системе местничества, вокруг которой также сложилось немало русофобских и антибоярских мифов, мы поговорим в следующих публикациях.

Сейчас же укажу на то, что если сами русские так и не заметили, насколько высоко стоит русская аристократия, насколько она превосходит качеством ближайших и отдаленных соседей, то соседи это прекрасно замечали. Слишком уж очевиден был контраст, к примеру, с соседней Польшей, аристократия которой стала ее проклятием до тех пор, пока в начале 40-х рука то ли бериевских, то ли гиммлеровских палачей не избавила поляков от этого проклятия и не дала им шанса построить нормальное среднее европейское государство. Именно исключительно высокие качества русской боярской аристократии привели к тому, что против нее была развязана клеветническая война. Одна из самых грязных, которые я знаю, сравнимая разве что с войной против последнего императора России Николая II. Именно чрезмерность кампании, и в том, и в другом случае, голословность утверждений, суггестивно-истерический характер заклинаний что о «николашке кровавом», что о «спесивой боярской олигархии», плетшей заговоры против Ивана Грозного и Петра I, говорят, что здесь задето нечто весьма существенное. Становится понятно, что идет война против каких-то очень важных пунктов русского самосознания, которые надо замазать так, чтобы никто, ни ученый, ни тем более рядовой образованец даже не смел притрагиваться.

О масштабах этой кампании мы можем судить как по памятникам культуры, так и по собственному самосознанию. Весьма интересно, что из трех крупнейших деспотов русской истории — Иван Грозный, Петр I и Сталин, в борьбе против русского боярства отметились все три. Первый создал миф о боярской измене как некоем массовом явлении и фундаментальном историческом факторе. Причем не надо преуменьшать степень сознательности этого создания — царь Иван был человеком фантастической образованности и интеллектуальной тонкости, он прекрасно понимал, что делает и что его клевета на целое сословие останется в веках. Петр I сделал боярство главной символической жертвой своей не только политически-административной, но и культурной реформы. И это при том, что на практике он опирался в своей деятельности прежде всего, если не сказать почти исключительно, на старые боярские кадры, несколько разбавленные иностранцами и одним-двумя фаворитами типа Меньшикова.

Для Сталина тема боярства должна была быть неактуальна, то, что не смели два столетия петербургского периода, было сметено революцией. Однако Сталин с его представлением о том, что Иван Грозный совершил одну ошибку — недорезал семь боярских родов, — как мало кто вложился в демонизацию русского боярства. В моей статье «Разбирая Сталина» я постарался показать его внутреннюю мотивацию, связанную со стремлением уничтожить любые формы русской самоорганизации, альтернативные режиму — будь то Церковь, академическая наука или крестьянская община. Русское боярство, как наиболее впечатляющая и долгое время эффективная система такой самоорганизации, умевшая успешно отстаивать свои права, должна была в этой перспективе рассматриваться как страшный враг. Так или иначе, именно в правление Сталина миф о боярстве как о реакционном классе, непрерывно вредившем своими «изменами» становлению благодетельного и прогрессивного самодержавия, стал догмой советской историографии и, что гораздо хуже, массового сознания.

Если в историографии положение начало меняться в конце 1960-х с посмертным изданием работ С.Б.Веселовского, с работами С.О.Шмидта и других, то в массовом сознании так всё и закрепилось. Эталоном восприятия боярства стал великолепный по технике и утонченный по своим культурным смыслам фильм Эйзенштейна, который именно за счет блестящей формы еще более вредоносен по содержанию. Конфликт «изменническое боярство — благодетельное и народное самодержавие» задается там уже открывающей фильм песней на стихи Луговского:

Туча чёрная поднимается,

Кровью алою заря умывается.

То измена лихая боярская,

С государевой силой на бой идёт!

Черный миф о боярстве был слеплен из представления о нем как о сословии, которое якобы а) заинтересовано в сохранении национальной и государственной раздробленности; б) заинтересовано в сохранении своих родовых привилегий, которые ставит выше интересов государства; в) непрерывно борется друг с другом и с окружающими за свои сословные интересы и подавляет при этом всех талантливых людей; г) готово ради сохранения этих привилегий идти на национальную и государственную измену. Добавлением к этому мифу стал миф о «борьбе боярства и дворянства» который привел к приходу во власть более эффективного и исторически прогрессивного дворянства. Правда, почему-то этот победивший «более эффективный» класс первым делом добился порабощения народа жестоким крепостным правом и почти столетие держал русскую государственность в режиме лихорадки дворцовых переворотов.

В черном мифе о русском боярстве собраны все худшие черты, приписываемые в античной политической традиции «олигархии». И сила этой мифологемы настолько значительна, что на ней сходятся и либералы, и консерваторы, и западники, и славянофилы. Единственным исключением является разве что небольшая группа утонченных историков-либералов, которые видит в боярском аристократическом начале, если бы оно развилось на Руси более полно, своеобразную преграду становлению «деспотического» и «азиатского» самодержавия. Поэтому известными вздохами окутывается и крестное целование Василия Шуйского боярам, и попытка Верховного тайного совета ограничить полновластие Анны Иоанновны. Однако по сути эти вздохи порождены лишь инверсией все того же черного мифа о русском боярстве. Просто то, что сторонниками «прогрессивного самодержавия» называется черным, тут называется не то что белым, но, так сказать, серым, которое можно было бы с усилиями отбелить до голубого.

Исследование русской истории и роли в нем боярской аристократии заставит непредубежденного русского человека не скорректировать «черный миф», а именно что полностью отвергнуть его. В противоположность я позволю себе выдвинуть следующие тезисы.

— Русское боярство (с той оговоркой, что прежде всего мы разумеем московское боярство, ставшее общерусским) было той общественной силой, которая в наибольшей степени была заинтересована в создании единого русского государства и успешно выступила аристократическим ядром русской нации, сохраняя этот характер даже после формальной ликвидации боярства Петром I.

— То, что мы разумеем под «Русским самодержавием», представляло собой систему совместного управления державой царем, боярством и Церковью. С ослаблением как боярства, так и Церкви русское самодержавие фактически прекратило свое существование, а страна на длительный период погрузилась в период шляхетской анархии, деликатно именуемый сегодня эпохой «дворцовых переворотов». Только сохранение в скрытом виде старобоярской корпорации, которая сумела переварить петровскую «шляхту» и превратить ее в действительное русское дворянство, позволило Павлу I частично восстановить самодержавный строй в конце XVIII века.

— Основой жизненного императива русского боярства, его этосом было понятие об «отеческой чести» — социальном капитале, сохранение и умножение которого было связано с верной службой государям. Никакая государственная и национальная измена для русского боярства не была мыслима (по крайней мере как сколько-нибудь массовое явление), поскольку факт этой измены приводил к полной потере отеческой чести и обнулению социального капитала рода.

— Система местничества, на которую было сделано столько нападок, была прежде всего системой страхования аристократического слоя от ненадежных и непроверенных людей, быстрая карьера которых могла обернуться столь же стремительной изменой государю и государству. Местничество было системой защиты от дураков и сволочей, которых неизбежно порождает альтернативная ей система временщичества.

— Высокие этические, деловые и интеллектуальные качества русского боярства позволяли Московскому государству интенсивно развиваться по пути социальной организации, существенно отличающемуся от пути европейских бюрократических монархий. Основой московского строя была приказно-комиссионная система, предназначенная для решения конкретных возникавших перед обществом и государством проблем, а не система бюрократических учреждений, пытающаяся контролировать и регламентировать нормальное течение жизни. Единственное, что подвергалось строжайшему учету и распределению — это люди, готовые решать проблемы и осуществлять управления. Центральным элементом управленческой системы Московского царства был государев Разряд, служба, ведавшая самым ценным, что было у государства — человеческим капиталом, способными к службе людьми. Внедрять в русскую жизнь бюрократическую управленческую систему, основанную на письменном управлении жизненными процессами, пришлось насильственно, и успешно этот процесс был завершен лишь к царствованию Николая I, породив немедленно ставшую предметом ненависти всего русского общества бюрократию «столоначальников».

В следующих работах я постараюсь обосновать эти пока голословные тезисы на историческом материале. Поскольку покамест это не более чем мое риторически-эмоциональное заявление для ввода темы.

 

***

Однако должен заметить, что я в своем эмоциональном мнении все же не одинок. Среди большого количества второстепенных умов, которые вложились в обслуживание официального «черного мифа» о русском боярстве, нашлись несколько человек с умами действительно нерядовыми, которые решились противопоставить свой взгляд и свою боярскую родовую честь (поскольку она не была для них пустым звуком) официальной «деспотической народности».

Один из этих смельчаков, потомок не просто древнего, а древнейшего из сохранившихся в России к началу XIX века боярского рода, провел идею боярской чести сквозной нитью сквозь все свое творчество. Он постоянно размышлял о судьбах русской аристократии и о том, что она может противопоставить ударам «демократического копыта», втаптывающего ее в грязь. Убедившись в том, что, оставаясь на литературном поприще, нельзя разработать историческую проблематику достаточно подробно, он занялся историческими изысканиями, и многие считают, что именно в этой сфере его талант раскрылся бы еще более ярко (хотя, вроде бы, куда уж более), чем в литературе. Но в этот момент его сразила пуля убийцы — шпиона, работавшего по заданию другого, более высокопоставленного, иностранного шпиона. О ком я веду речь? Разумеется, об Александре Сергеевиче Пушкине.

Можно с уверенностью сказать, что проблема боярства, боярской чести является одной из наиболее важных для Пушкина и в его творчестве, и в его самосознании. Он размышляет не только о своем долге настоящего русского аристократа, но и о том, что это естественно приводит его в оппозицию к нерусскому и антирусскому «новому дворянству» петербургского периода, воплощением которого для него стала фигура верноподданного поляка Булгарина — «в Мещанской дворянина».

Я позволю себе одну стихотворную цитату. Все знают «Мою родословную» Пушкина, замечательный документ и национального, и аристократического сознания. Гораздо менее известен другой текст — «Родословная моего героя», набросок сатирической поэмы «Езерский», в которой Пушкин как бы спародировал сам себя — и «Мою родословную», и «Евгения Онегина». Потом из этой пародии вырос «Медный всадник», а родословная «Езерского» была отброшена. Однако в 1836 году Пушкин все-таки опубликовал эту родословную в «Современнике» как отдельный текст — своеобразный гимн аристократическому сознанию, спрятанный за шутовской формой. Кстати, и на «Медного всадника» этот текст проливает совсем другой свет. Ибо одно дело — «маленький человек» и совсем другое — «коллежский регистратор», происходящий из старинных бояр и раздавленный медным всадником Петром.

Начнем ab ovo:

Мой Езерский
Происходил от тех вождей,
Чей в древни веки парус дерзкий
Поработил брега морей.
Одульф, его начальник рода,
Вельми бе грозен воевода
(Гласит Софийский Хронограф).
При Ольге сын его Варлаф
Приял крещенье в Цареграде
С приданым греческой княжны.
От них два сына рождены,
Якуб и Дорофей. В засаде
Убит Якуб, а Дорофей
Родил двенадцать сыновей.
Ондрей, по прозвищу Езерский,
Родил Ивана да Илью
И в лавре схимился Печерской.
Отсель фамилию свою
Ведут Езерские. При Калке
Один из них был схвачен в свалке,
А там раздавлен, как комар,
Задами тяжкими татар.
Зато со славой, хоть с уроном,
Другой Езерский, Елизар,
Упился кровию татар,
Между Непрядвою и Доном,
Ударя с тыла в табор их
С дружиной суздальцев своих.
В века старинной нашей славы,
Как и в худые времена,
Крамол и смут во дни кровавы
Блестят Езерских имена.
Они и в войске и в совете,
На воеводстве и в ответе
Служили доблестно царям.
Из них Езерский Варлаам
Гордыней славился боярской;
За спор то с тем он, то с другим,
С большим бесчестьем выводим
Бывал из-за трапезы царской,
Но снова шел под тяжкий гнев
И умер, Сицких пересев.
Когда от Думы величавой
Приял Романов свой венец,
Как под отеческой державой
Русь отдохнула наконец,
А наши вороги смирились, —
Тогда Езерские явились
В великой силе при дворе,
При императоре Петре...
Но извините: статься может,
Читатель, вам я досадил;
Ваш ум дух века просветил,
Вас спесь дворянская не гложет,
И нужды нет вам никакой
До вашей книги родовой.
Кто б ни был ваш родоначальник,
Мстислав, князь Курбский, иль Ермак,
Или Митюшка целовальник,
Вам все равно. Конечно, так:
Вы презираете отцами,
Их славой, честию, правами
Великодушно и умно;
Вы отреклись от них давно,
Прямого просвещенья ради,
Гордясь (как общей пользы друг)
Красою собственных заслуг,
Звездой двоюродного дяди,
Иль приглашением на бал
Туда, где дед ваш не бывал.
Я сам — хоть в книжках и словесно
Собратья надо мной трунят —
Я мещанин, как вам известно,
И в этом смысле демократ;
Но каюсь: новый Ходаковский,
Люблю от бабушки московской
Я толки слушать о родне,
О толстобрюхой старине.
Мне жаль, что нашей славы звуки
Уже нам чужды; что спроста
Из бар мы лезем в tiers-état,
Что нам не в прок пошли науки,
И что спасибо нам за то
Не скажет, кажется, никто.
Мне жаль, что тех родов боярских
Бледнеет блеск и никнет дух;
Мне жаль, что нет князей Пожарских,
Что о других пропал и слух,
Что их поносит и Фиглярин,
Что русский ветреный боярин
Считает грамоты царей
За пыльный сбор календарей,
Что в нашем тереме забытом
Растет пустынная трава,
Что геральдического льва
Демократическим копытом
Теперь лягает и осел:
Дух века вот куда зашел!
Вот почему, архивы роя,
Я разбирал в досужный час
Всю родословную героя,
О ком затеял свой рассказ,
И здесь потомству заповедал.
Езерский сам же твердо ведал,
Что дед его, великий муж,
Имел двенадцать тысяч душ;
Из них отцу его досталась
Осьмая часть, и та сполна
Была давно заложена
И ежегодно продавалась;
А сам он жалованьем жил
И регистратором служил.

А теперь, переходя на более серьезный тон, позволю себе еще одну цитату из записных книжек того же автора: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. "Государственное правило, — говорит Карамзин, — ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному". Греки в самом своем унижении помнили славное происхождение свое и тем самым уже были достойны своего освобождения... Может ли быть пороком в частном человеке то, что почитается добродетелью в целом народе? Предрассудок сей, утвержденный демократической завистию некоторых философов, служит только к распространению низкого эгоизма. Бескорыстная мысль, что внуки будут уважены за имя, нами им переданное, не есть ли благороднейшая надежда человеческого сердца?».

***

Можно задать вопрос: зачем нам вообще закапываться в эти преданья старины глубокой? Ну, были бояре, но давно уже сплыли и след их простыл, и в современном государственном и национальном строительстве никак они нам помочь не могут. Давайте займемся чем-то более актуальным.

На мой взгляд, мало есть для современной повестки в России вопросов более актуальных, чем этот. Прежде всего, нужно осознать поистине критическое, проблематичное положение нашей страны и нации. Мы — нация с полностью уничтоженным аристократическим ядром, мы — нация без аристократического ядра. Нация без такого ядра долгосрочно нежизнеспособна. У нас худо-бедно бывает «элита», то есть те, кто вылез снизу, кусаясь, толкаясь и шпыняясь (а стало быть — наиболее прыткая сволочь), но у нас повывели аристократию, то есть людей, которые получили место наверху без предварительного условия стать сволочью. В странах европейской политической традиции элиты ровно с теми же мерзкими качествами, что и у нас, так же вышли на первое место с наступлением того, что Токвиль называл эпохой всеобщего уравнения (и что на самом деле было изменением модуса неравенства). Однако аристократические ядра наций там сохранились, и без «кооптации» сверху стать действительно влиятельным человеком представитель «элиты» не может. Сволочизм же и хлестаковщина нашей элиты не сдерживаются ничем.

Эту проблему как минимум надо осознать и отнестись к ней со всей серьезностью. И задаться вопросом, что с ней делать. Готовых решений нет — завезти аристократию из-за границы, из эмигрантской среды — не решение, поскольку речь идет о разложившихся потомках дворянской аристократии — второ- и третьесортной элите петербургского периода, лишенных подлинного аристократического этоса русского боярства. Впрочем, даже и эта эмигрантская элита уже фактически уничтожена — обратим внимание на эволюцию той же РПЦЗ, которая сама себя переопределила из церкви русской эмиграции в церковь потомков власовцев, то есть, по сути, представителей советского бессословного эгалитарного общества — да к тому же еще и самых бросовых представителей, пошедших на предательство. Такой же нелепостью является и импорт чужой иностранной аристократии, поскольку это будет все равно чужая аристократия. Еще можно кое-как сделать пересадку сердца, но нельзя сделать пересадку мозга.

Так или иначе, проблема теперь поставлена, и давайте искать решение. Но этим общенациональным вопросом дело не ограничивается. Возникновение современных наций связано с распространением на нацию в целом, на третье сословие, аристократических прав и обычаев. Уравнение нации выражается в том, что вся нация становится аристократией, нацией господ, люди начинают обращаться друг к другу «сэр», или «месье», или «господин», [го]«сударь», на гражданина рапространяются аристократические права — право на суд равных, свобода от телесных наказаний. Но с этим связано и принятие гражданином аристократической этики служения, не только права, но и обязанности гражданина современного государства, за исключением разве обязанности платить налоги, — это обязанности аристократа.

Современное российское общество выстраивалось по прямо противоположной модели плебеизации общества — не низшие сословия поднимались до высших, а высшие опускались до низших. И отношение к самим себе, и отношение к государству, и отношение к начальству во многом связано с наследием этой плебеизации, которая зашла еще ниже — «простой человек» сегодня — это уже не просто «плебей», то есть человек незнатный. Зачастую (в очень огромном числе случаев) — это уголовник, урка, либо отсидевший, либо приблатненный, носитель отрицательной асоциальной энергии и чудовищного стиля. Приблатнение нации стало страшной платой за ее плебеизацию. И аристократизация общественного сознания является одной из насущных задач исцеления общества. А в этой аристократизации бессмысленно ориентироваться на всевозможных «поручиков Голицыных» (не путать с князьями) и прочие третьеразрядные произведения заведенной Петром шляхты. Речь должна идти именно об ориентации на традиции русского боярства и боярских родов, на ту сословную и родовую среду, которая произвела на свет Пушкина.

Эти исполины, эти люди фантастической силы, смелости, и преданности, подобные героям древнего Рима, а во многом и превосходящие их, должны стать героями нашей исторической культуры, нашего национального эпоса, должны стать той меркой, по которой мы без всяких скидок будем мерить сегодняшнюю (и любую будущую) элиту. Мы должны растить нашу «знать» на примерах, подобных тому, который приводит князь Щербатов в своем знаменитом рассуждении «О повреждении нравов в России»:

«Прозоровский во время трудных обстоятельств начала Шведской войны соблюл великое число казны и государственные вещи, повеленные государем изломать и перебить в монету, утаил, дав вместо их собственное свое серебро, и при благополучнейших обстоятельствах, когда государь сам сожалел об истреблении сих вещей, целые не желая никакого возмездия возвратил. Борис Петрович Шереметев суд царевичев не подписал, говоря, что "он рожден служить своему государю, а не кровь его судить" и не устрашился гневу государева, который несколько времени на него был в гневе яко внутренне на доброжелателя несчастного царевича».

Наконец, есть еще один аспект проблемы — те организационные формы, в которых развивалась русская политическая культура в эпоху Московского царства и которые были варварски уничтожены предшественниками Петра и самим Петром. Речь идет прежде всего о системах Разряда и местничества. Фактически русская политическая культура развивалась по долгосрочно более эффективному пути государственной организации — государство управляло не «вещами», а «людьми», велся тщательнейший учет и оценка самого важного, что было и будет в России —  человеческого капитала. На каждого пригодного к службе человека велось многостороннее досье, которое позволяло выдвигать на государственные посты наиболее выдающихся как по этическим, так и по деловым качествам людей (и родовой характер местничества отвечал именно за этическую составляющую, гарантированную родом, но никак не препятствовал продвижению талантливых людей).

С уничтожением местничества и сожжением местнической документации — а это была одна из крупнейших диверсий против русского самосознания и русской политической культуры — была обрушена огромная и сложная интеллектуальная система формирования отборной служилой аристократии, Россия вынуждена была на принятие чуждой ей бюрократической модели. Современное развитие информационных технологий вполне могло бы позволить возродить систему фиксации, оценки и рейтингования как личных заслуг человека перед нацией, так и заслуг его семьи и рода, распространив их как аристократическую привилегию на всю русскую нацию в целом. Помимо того, что такая система дала бы эффект в смысле постепенного отсечения хотя бы худшей части «элиты», она бы сделала и еще одно, еще более важное дело. Освободила бы русских из-под гнета настоящего, гнета сиюминутности и обыденности, заставила бы нас думать как о прошлом, так и, что особенно важно, о будущем, будущем своих детей. Уже одно это последнее — достаточное основание, чтобы поставить тему русского боярства и его наследия всерьез.

 

Егор Холмогоров

«Русский обозреватель»

Чтобы оставить комментарий Вам надо зарегистрироваться или войти

комментарии   
  •  
  •  

RE: Похвала русскому боярству

29 » 27.11.2011 21:48

Говорят, что даже самый демократичный демократ в глубине души мечтает, чтобы утром его разбудили словами: "Барин! Кушать подано!" :-)
+1

де ля Фер
  • Ukraine

  •  
  •  

RE: Похвала русскому боярству

28 » 27.11.2011 21:33

Цитирую Evgeniy:
Помните как с появлением видиков все бросились смотреть "глливуд"? Сейчас от него уже тошнит (за редким исключением).

К великому огорчению, Вы судите по себе и людям, которые Вас окружают. Это один уровень. Большинство молодежи сейчас предпочитает смотреть именно Голливуд, бессмысленные сериалы, восхищаться шизофреничкой Гай Германикой и фильмами "Школа", "Все умрут, а я останусь"! Вспомню непопулярного нынче вождя мирового пролетариата: "...из всех искусств для нас важнейшим является кино". Далее вспомните Великую Депрессию и почему Голливуд называют "фабрикой грез"! Если везде плохо, то людям надо показывать, КАК должно быть хорошо. И вбивать это в мозги любыми средствами, заставлять людей верить в хорошее. У нас же как с начала перестройки начали с восторгом гнать "чернуху", так и по сей день. Посмотрите в зомбоящик! Вам херово? Не расстраивайтесь - у людей еще хуже! Вон вокруг воруют детей, убивают, "подставляют" "не по детски", пьяные мажоры, депутаты, менты сбивают десятки людей на своих "Лексусах" и ничего им за это не бывает! Людей выбрасывают из квартир, дают им умирать под дверью больницы! У тебя пока такого не было? "Скажи еще спасибо, что живой!" А если действительно глобальная катастрофа, угрожающая уничтожить и твой маленький мирок, до которого еще не добрались отморозки, то обязательно придет храбрый именно америкос и спасет! Радуйся! И шоу, шоу, шоу! Не думайте! Переживайте, кто займет первое место! Кто выйдет замуж за ее сына! Как будет рыдать "жінка", которая по своей воле полезла в чужую семью, а страдает, как будто ее в Германию фашисты угнали! Только не политика! Только не гражданская позиция! Развлекайтесь, "співвітчизники"!!! А если "за политику", так тут Киселевы, Шустеры, Сванидзе и прочие разъяснят вам все телодвижения властей предержащих! Только не думайте сами!!!!!
А Вы говорите "тошнит от Голливуда".
+1

де ля Фер
  • Ukraine

  •  
  •  

RE: RE: 2 Evgeniy

27 » 14.11.2011 22:26

Цитирую Анна:
Цитирую Sam:
Да никто не спорит, что элита играет огромную роль в любом гос-ве.Но это далеко не всегда аристократия, тем более - совсем не обязательно - наследственные вотчинники.
Речь о том, что содержание статьи - это демонстрация глубокого невежества автора, который под видом откровений изрекает откровенные глупости. Очень сложно не переходить на личности, когда читаешь такой текст. Так и тянет поставить диагноз. Материал же, по своей сути и уровню, практически идентичен трипольским украм (ну может не до такой степени все плохо, но очень близко).


Так Холмогоров недалеко ушел в своих статьях от свидомых укров - он очень даже свидомый великорос :-)
"Хватит кормить Кавказ" - лично для меня это уже черная метка.

Для меня тоже !
+1

Karaklay
  • Ukraine

  •  
  •  

RE: Удивляюсь неразборчивости и всеядности редакторов сайта

26 » 14.11.2011 21:57

Цитирую rezontov:
Очень гнусная статейка, окутанная "флёром" научности. Удивляюсь неразборчивости и всеядности редакторов сайта. Не знаком с Егором Холмогоровым лично (может это милейший и умнейший человек), но то что он написал в данном материале - не только глупо, но и опасно в сегодняшних условиях.
Плач по боярству и аристократии - это попытка ещё глубже обрушить общественную формацию России. В 1991-м мы опустились на ступень вниз (из более прогрессивного социализма, к капитализму), теперь "холмогоровы" нас зовут уже в феодализм! Причём, сам Егор, наверное, уже примеряет на себя боярскую шапку, однако, кто ему дал гарантии, что он не окажется в числе холопов и смердов, которых "новые бояре" будут пороть на конюшнях???
Остановимся на некоторых пассажах автора подробнее:
1. Русский народ к вреду для самого же себя позволил уничтожить собственную аристократию, великолепное ядро своей нации.
Что автор имеет в виду? Комарилью двора последнего императора России?! Или самого гражданина Романова, поставившего жирный крест на Империи, который и являлся кровь от крови, плоть от плоти этой самой аристократии, о которой здесь льются слёзы? Если мы посмотрим на "великолепное ядро нации" в начале 20 века, а хоть и в более ранние времена - удельная часть аристократии и "боярства" в этом ядре ничтожна!
2. Именно эта аристократия порождала необычайной одаренности духовных и культурных гениев, таких как преподобный Сергий Радонежский или Александр Сергеевич Пушкин.
Если Сергия Радонежского ещё как-то можно отнести к аристократии, и то лишь по праву рождения в семье боярина - далее преподобного НИЧЕГО не связывало ни с образом жизни, ни с деятельностью тогдашнего дворянства, то уж Пушкина причислить к "порождению аристократии"?! Прадед Пушкина был РАБОМ! И только благодаря социальным лифтам, запущенным вопреки боярству "деспотом" (в терминах Холмогорова) Петра Великого, Пушкин стал тем, кем мы его сегодня знаем!
3. Весьма интересно, что из трех крупнейших деспотов русской истории — Иван Грозный, Петр I и Сталин, в борьбе против русского боярства отметились все три. Первый создал миф о боярской измене как некоем массовом явлении и фундаментальном историческом факторе. Причем не надо преуменьшать степень сознательности этого создания — царь Иван был человеком фантастической образованности и интеллектуальной тонкости, он прекрасно понимал, что делает и что его клевета на целое сословие останется в веках. Петр I сделал боярство главной символической жертвой своей не только политически-административной, но и культурной реформы. И это при том, что на практике он опирался в своей деятельности прежде всего, если не сказать почти исключительно, на старые боярские кадры, несколько разбавленные иностранцами и одним-двумя фаворитами типа Меньшикова.
Для Сталина тема боярства должна была быть неактуальна, то, что не смели два столетия петербургского периода, было сметено революцией. Однако Сталин с его представлением о том, что Иван Грозный совершил одну ошибку — недорезал семь боярских родов, — как мало кто вложился в демонизацию русского боярства.

Начнём с Ивана Грозного. Оставим душевные травмы подростка, у которого, воспеваемое Холмогоровым боярство травило близких людей, а также молодого человека, у которого то же боярство убило первую жену и первенца, остановимся на Ливонской войне, когда, собственно, тема боярской измены встала в полный рост. Чего-чего, а уж тогдашних "власовых" хватало! И говорить, что это "миф"... Ну в какой-нибудь компании это "прокатит", но думаю не здесь. Петр Великий опирался не на "старые боярские кадры", а как раз на "новые боярские кадры", которые приняли его проект модернизации и были боярами исключительно по рождению, так что из здесь подмена понятий. Ну а представление Сталина о "недорезке семи боярских родов" - АБСОЛЮТНО верно! Именно эти уРОДЫ и ввергли страну в смуту начала 17 века, именно эти политические проститутки кланялись всяким оккупантам и проходимцам, типа "тушинского вора", извлекая свои сиюминутные и местечковые выгоды. Напомнить Вам эпизод русской истории, который назывался "семибоярщина" и какие оценки этого периода у всех адекватных историков?
4. Мы — нация с полностью уничтоженным аристократическим ядром, мы — нация без аристократического ядра.
Полно Вам! Мы нация Стаханова и Берии, Королёва и Гагарина, Космодемьянской и Матросова, Сталина и Рокоссовского, Шолохова и Бондарчука-старшего, Шукшина и Тихонова и многих, многих других НАСТОЯЩИХ АРИСТОКРАТОВ ДУХА и ДЕЛА, которые составляют ядро, крепче и гораздо качественнее "боярского".
Хотя может мы с Вами относимся к разным нациям - тогда это действительно проблема.
Прежде всего для "Вашей нации": те, кто пытаются повернуть колесо истории вспять (а у Вас очень дурнопахнущая компания - германские нацисты и прочая еврофашистская нечисть 20-40-х годов ХХ века, "условно русские" неолибералы конца 80- начала 90-х, сегодняшние убийцы ливийских детей и пр.) ОБРЕЧЕНЫ!

Ну, Резонтов, в точку !
+1

Karaklay
  • Ukraine

  •  
  •  

RE: RE: Похвала русскому боярству

25 » 14.11.2011 21:51

Цитирую Evgeniy:
Несколько не в тему, но о том, что мы ещё можем потерять. Пусть такое попробуют повторить у-шуисты или капоэйристы :-)
Русские народный танцы! Редкие кадры!!!
http://www.youtube.com/watch?v=qP8pnIUefI4

Ух ты, знаком с у-шу не по наслышке. Показанное впечатляет и СВОЁ !

Karaklay
  • Ukraine

  •  
  •  

RE: 2 Evgeniy

24 » 14.11.2011 20:55

Цитирую Sam:
Да никто не спорит, что элита играет огромную роль в любом гос-ве.Но это далеко не всегда аристократия, тем более - совсем не обязательно - наследственные вотчинники.
Речь о том, что содержание статьи - это демонстрация глубокого невежества автора, который под видом откровений изрекает откровенные глупости. Очень сложно не переходить на личности, когда читаешь такой текст. Так и тянет поставить диагноз. Материал же, по своей сути и уровню, практически идентичен трипольским украм (ну может не до такой степени все плохо, но очень близко).


Так Холмогоров недалеко ушел в своих статьях от свидомых укров - он очень даже свидомый великорос :-)
"Хватит кормить Кавказ" - лично для меня это уже черная метка.
+2

Анна
  • Ukraine  Kharkov

  •  
  •  

RE: Похвала русскому боярству

23 » 14.11.2011 17:34

Цитирую Sam:
Да никто не спорит, что элита играет огромную роль в любом гос-ве.Но это далеко не всегда аристократия, тем более - совсем не обязательно - наследственные вотчинники.

Вот и я о том же. "Элита", тем более такая как украинська самопровозглашённая, не есть аристократия. Аристократизм - это гораздо более тонкая материя, которую легче уничтожить, чем потом возродить. Именно в этом я увидел смысл статьи Холмогорова.
+2

Evgeniy
  • Ukraine  Lviv

  •  
  •  

2 Evgeniy

22 » 14.11.2011 14:01

Да никто не спорит, что элита играет огромную роль в любом гос-ве.Но это далеко не всегда аристократия, тем более - совсем не обязательно - наследственные вотчинники.
Речь о том, что содержание статьи - это демонстрация глубокого невежества автора, который под видом откровений изрекает откровенные глупости. Очень сложно не переходить на личности, когда читаешь такой текст. Так и тянет поставить диагноз. Материал же, по своей сути и уровню, практически идентичен трипольским украм (ну может не до такой степени все плохо, но очень близко).
+2

Sam
  • Ukraine

  •  
  •  

RE: Похвала русскому боярству

21 » 14.11.2011 12:44

Андрей, а попробуйте посмотреть на мой пост с т.з. тех, кто сейчас выпрыгивает из штанов, доказывая, что Андрей Ваджра совсем не то, за что себя выдает с 2005 года. Я ведь написала свой пост не для Вас, а для них. Причем, понимая, что падать грудью на их амбразуру, применяя радикальную и экстремистскую лексику, абсолютно бесполезно. Приводит к результату, обратному желаемому.
Это моя попытка, может и небезупречная, принудить народ к внимательному и терпеливому исследованию ситуации, а не к радикальному отрицанию и выискиванию черных котов в темных помещениях :D

Да, и надеюсь, что Вы не станете искать во мне какие-то детективные амбиции. Их нет у меня.
+2

Анна
  • Ukraine  Kharkov

  •  
  •  

Должен согласится

20 » 14.11.2011 12:34

с rezontov и Sam "аристократизация" власти - есть путь к закостенению, социальной деградации и в конечом итоге к катастрофе. Примеров этому не счесть и не только из истории Российской империи.

BallsBuster
  • United Kingdom  Royal Tunbridge Wells

  •  
  •  

RE: RE: Похвала русскому боярству

19 » 14.11.2011 12:27

Цитирую Анна:
неОн, а когда Вы перестали отличать стёб от русской речи? :D
Или Вы наивно полагаете, что кто-то "случайно" забежал на "Альтернативу" или ранее - на РП и не нашёл ни разу "автобиографию" "последнего русича"??? Но ЧТО проясняет информация, написанная в том манускрипте? Для меня - ничегошеньки! Удобную и удобоваримую легенду можно придумать не особенно напрягаясь, если четко понимать целевую аудиторию, ради которой что-то затевается. Я сейчас не хочу спешить с оценками действенности проекта "Андрей Ваджра". В любом случае каждый проект, как та медаль, - обречен иметь две стороны. Пока проект нарабатывает аудиторию, которую предполагает охватить, он вынужден декларировать ценности, приемлемые для этой аудитории. И лишь потом, завоевав авторитет, предлагать дозированно те вещи, ради которых он реально создавался. Но "разбуженная" аудитория ведь тоже начинает жить по своим представлениям о сути вещей. Кто-то, находясь в нише толпо-элитарного сегмента общества, не сможет переступить через авторитет личности, единажды избранной себе в лидеры. А кто-то, а таких тоже пока что к счастью немало, научившись следовать логике и своей собственной чуйке, пойдёт вспять. И если это "вспять" произойдёт раньше, чем "проект" достигнет основной цели, то последний рискует провалиться.Дальше продолжать не стану. Зная Вас не первый день, думаю, что Вы и без меня всё правильно оцениваете.


С чего Вы решили, что это "автобиография"? Кто Вам сказал, что это я писал данный текст? :-)

Что касается "проекта Андрей Ваджра"... Я с пониманием отношусь к Вашим детективным амбициям, но данный "проект" нарабатывает аудиторию с 2005 года. :-) Хотя это не имеет никакого значения, потому что этот "проект" уже в первой своей статье на "Полярной Звезде" писал то, для чего был создан. :-)
Или Вам интереснее искать черную кошку в темной комнате когда ее там нет? :lol:

Андрей Ваджра

    •  
    •  

    RE: RE: Админу

    18 » 14.11.2011 12:16

    Цитирую Анна:
    Цитирую Somov:
    Исправьте,пожалуйста ,имя автора статьи. Это же текст Егора Холмогорова,а почему-то вверху стоит авторство Ваджры.



    Пока Андрей Ваджра не назвал своего настоящего имени, у нас есть новый повод для догадок - а вдруг он и есть - Егор Холмогоров? :-) И ничего исправлять поэтому не надо :D


    Это чисто технический сбой при постановке материала. Я с уважением отношусь к Егору, но не стоит создавать очередную беспочвенную версию того, кто такой Андрей Ваджра. :oops: Их и так предостаточно.
    Мое настоящее имя Вам ничего не скажет.
    +1

    Андрей Ваджра

      •  
      •  

      RE: Да уж уж уж

      17 » 13.11.2011 22:49

      Цитирую Lyao:
      Нация Берии и Сталина это конечно совсем другая "нация"...

      Если Вы отказываетесь от Победы в Великой Отечественной войне и ядерного щита (благодаря, которому мы до сих пор живы), то у Вас, конечно, другая нация.
      +1

      Евгений Резонтов
      • Ukraine  Kiev

      •  
      •  

      Да уж уж уж

      16 » 13.11.2011 22:45

      Нация Берии и Сталина это конечно совсем другая "нация"...
      −1

      Lyao
      • Russia  Saint Petersburg

      •  
      •  

      RE: Похвала русскому боярству

      15 » 13.11.2011 21:04

      Цитирую Sam:
      ... Невозможна была империя без жесткой зачистки аристократии...


      Воронцовы, Шереметевы, Романовы, Кутузовы, Толстые, Пушкины, Плещеевы, Ушаковы, Пожарские и т.д.
      Были, конечно, и другого сорта бояре, но речь идёт об аристократии, а не о родовых феодальных привилегиях.

      Evgeniy
      • Ukraine  Kharkov

      •  
      •  

      Да уж...

      14 » 13.11.2011 19:27

      Статья безграмотная чуть менее, чем полностью.
      То что произошло с русским боярством - историческая закономерность, аналогичные процессы происходили повсеместно при переходе от феодализма и раздробленности и ограниченной монархии к монархии абсолютной.
      Несправедливы ли были обвинения в адрес боярства? Часто несправедливы, а часто и справедливы. Невозможна была империя без жесткой зачистки аристократии. Статья полна бреда, в том числе насчет дворянства и уникального интеллекта именно русской аристократии. При разных монархах и в Московском государстве и в европейских столицах, разные люди были при дворе.
      Блин, даже, местничество - просто управленческий бич России - по автору благо. Ну значит и сегодняшний непотизм, когда в какого политика не плюнь, а у него вся семья по советам разных уровней растыкана, тоже благо.
      2 rezontov, не знаю насколько то, что здесь написано, опасно... думаю, что не очень, но вот то, что глупо, это точно.
      +5

      Sam
      • Ukraine

      •  
      •  

      rezontov

      13 » 13.11.2011 17:11

      Не согласен с Вами. Аристократия буквально означает — власть лучших, знатнейших. Боярство в разные моменты истории вело себя по-разному, свойство всех социальных слоёв. Это ни плохо ни хорошо, это такова природа человеческого бытия. Вспомните пролетариат новочеркасского образца 1962 года, или восстание крестьян в Тамбовской губернии, тот же Кронштадтский мятеж... вроде бы, все были "свои".
      Другой вопрос, будут ли соответствовать власть предержащие определению аристократия - власть лучших.

      Evgeniy
      • Ukraine  Kharkov

      •  
      •  

      Удивляюсь неразборчивости и всеядности редакторов сайта

      12 » 13.11.2011 16:38

      Очень гнусная статейка, окутанная "флёром" научности. Удивляюсь неразборчивости и всеядности редакторов сайта. Не знаком с Егором Холмогоровым лично (может это милейший и умнейший человек), но то что он написал в данном материале - не только глупо, но и опасно в сегодняшних условиях.
      Плач по боярству и аристократии - это попытка ещё глубже обрушить общественную формацию России. В 1991-м мы опустились на ступень вниз (из более прогрессивного социализма, к капитализму), теперь "холмогоровы" нас зовут уже в феодализм! Причём, сам Егор, наверное, уже примеряет на себя боярскую шапку, однако, кто ему дал гарантии, что он не окажется в числе холопов и смердов, которых "новые бояре" будут пороть на конюшнях???
      Остановимся на некоторых пассажах автора подробнее:
      1. Русский народ к вреду для самого же себя позволил уничтожить собственную аристократию, великолепное ядро своей нации.
      Что автор имеет в виду? Комарилью двора последнего императора России?! Или самого гражданина Романова, поставившего жирный крест на Империи, который и являлся кровь от крови, плоть от плоти этой самой аристократии, о которой здесь льются слёзы? Если мы посмотрим на "великолепное ядро нации" в начале 20 века, а хоть и в более ранние времена - удельная часть аристократии и "боярства" в этом ядре ничтожна!
      2. Именно эта аристократия порождала необычайной одаренности духовных и культурных гениев, таких как преподобный Сергий Радонежский или Александр Сергеевич Пушкин.
      Если Сергия Радонежского ещё как-то можно отнести к аристократии, и то лишь по праву рождения в семье боярина - далее преподобного НИЧЕГО не связывало ни с образом жизни, ни с деятельностью тогдашнего дворянства, то уж Пушкина причислить к "порождению аристократии"?! Прадед Пушкина был РАБОМ! И только благодаря социальным лифтам, запущенным вопреки боярству "деспотом" (в терминах Холмогорова) Петра Великого, Пушкин стал тем, кем мы его сегодня знаем!
      3. Весьма интересно, что из трех крупнейших деспотов русской истории — Иван Грозный, Петр I и Сталин, в борьбе против русского боярства отметились все три. Первый создал миф о боярской измене как некоем массовом явлении и фундаментальном историческом факторе. Причем не надо преуменьшать степень сознательности этого создания — царь Иван был человеком фантастической образованности и интеллектуальной тонкости, он прекрасно понимал, что делает и что его клевета на целое сословие останется в веках. Петр I сделал боярство главной символической жертвой своей не только политически-административной, но и культурной реформы. И это при том, что на практике он опирался в своей деятельности прежде всего, если не сказать почти исключительно, на старые боярские кадры, несколько разбавленные иностранцами и одним-двумя фаворитами типа Меньшикова.
      Для Сталина тема боярства должна была быть неактуальна, то, что не смели два столетия петербургского периода, было сметено революцией. Однако Сталин с его представлением о том, что Иван Грозный совершил одну ошибку — недорезал семь боярских родов, — как мало кто вложился в демонизацию русского боярства.

      Начнём с Ивана Грозного. Оставим душевные травмы подростка, у которого, воспеваемое Холмогоровым боярство травило близких людей, а также молодого человека, у которого то же боярство убило первую жену и первенца, остановимся на Ливонской войне, когда, собственно, тема боярской измены встала в полный рост. Чего-чего, а уж тогдашних "власовых" хватало! И говорить, что это "миф"... Ну в какой-нибудь компании это "прокатит", но думаю не здесь. Петр Великий опирался не на "старые боярские кадры", а как раз на "новые боярские кадры", которые приняли его проект модернизации и были боярами исключительно по рождению, так что из здесь подмена понятий. Ну а представление Сталина о "недорезке семи боярских родов" - АБСОЛЮТНО верно! Именно эти уРОДЫ и ввергли страну в смуту начала 17 века, именно эти политические проститутки кланялись всяким оккупантам и проходимцам, типа "тушинского вора", извлекая свои сиюминутные и местечковые выгоды. Напомнить Вам эпизод русской истории, который назывался "семибоярщина" и какие оценки этого периода у всех адекватных историков?
      4. Мы — нация с полностью уничтоженным аристократическим ядром, мы — нация без аристократического ядра.
      Полно Вам! Мы нация Стаханова и Берии, Королёва и Гагарина, Космодемьянской и Матросова, Сталина и Рокоссовского, Шолохова и Бондарчука-старшего, Шукшина и Тихонова и многих, многих других НАСТОЯЩИХ АРИСТОКРАТОВ ДУХА и ДЕЛА, которые составляют ядро, крепче и гораздо качественнее "боярского".
      Хотя может мы с Вами относимся к разным нациям - тогда это действительно проблема.
      Прежде всего для "Вашей нации": те, кто пытаются повернуть колесо истории вспять (а у Вас очень дурнопахнущая компания - германские нацисты и прочая еврофашистская нечисть 20-40-х годов ХХ века, "условно русские" неолибералы конца 80- начала 90-х, сегодняшние убийцы ливийских детей и пр.) ОБРЕЧЕНЫ!
      +3

      Евгений Резонтов
      • Ukraine  Kiev

      •  
      •  

      RE: Похвала русскому боярству

      11 » 13.11.2011 15:38

      Несколько не в тему, но о том, что мы ещё можем потерять. Пусть такое попробуют повторить у-шуисты или капоэйристы :-)
      Русские народный танцы! Редкие кадры!!!

      Evgeniy
      • Ukraine  Kharkov

      •  
      •  

      последний русич Руси

      10 » 13.11.2011 15:15

      2Анна.
      Спасибо за положительную оценку. Но я ведь без наездов - нашел повод поглубже залезть в исподнее автора "А".
      В биографии Андрея есть абсолютно схожие с моими фрагменты - пока учился в школе, сменил 13 мест учебы (я из семьи офицера), жил на Западной Украине (потому изнутри знает галичан), Югославия. Да и в остальном Ваджра - без подвоха. Я бы знал. Точно.
      "По плодам их узнаете их"
      Матф.7:16

      неОн
      • Ukraine

      •  
      •  

      RE: Похвала русскому боярству

      9 » 13.11.2011 14:00

      неОн, а когда Вы перестали отличать стёб от русской речи? :D
      Или Вы наивно полагаете, что кто-то "случайно" забежал на "Альтернативу" или ранее - на РП и не нашёл ни разу "автобиографию" "последнего русича"??? Но ЧТО проясняет информация, написанная в том манускрипте? Для меня - ничегошеньки! Удобную и удобоваримую легенду можно придумать не особенно напрягаясь, если четко понимать целевую аудиторию, ради которой что-то затевается. Я сейчас не хочу спешить с оценками действенности проекта "Андрей Ваджра". В любом случае каждый проект, как та медаль, - обречен иметь две стороны. Пока проект нарабатывает аудиторию, которую предполагает охватить, он вынужден декларировать ценности, приемлемые для этой аудитории. И лишь потом, завоевав авторитет, предлагать дозированно те вещи, ради которых он реально создавался. Но "разбуженная" аудитория ведь тоже начинает жить по своим представлениям о сути вещей. Кто-то, находясь в нише толпо-элитарного сегмента общества, не сможет переступить через авторитет личности, единажды избранной себе в лидеры. А кто-то, а таких тоже пока что к счастью немало, научившись следовать логике и своей собственной чуйке, пойдёт вспять. И если это "вспять" произойдёт раньше, чем "проект" достигнет основной цели, то последний рискует провалиться.Дальше продолжать не стану. Зная Вас не первый день, думаю, что Вы и без меня всё правильно оцениваете.
      +3

      Анна
      • Ukraine  Kharkov

      •  
      •  

      последний русич Руси

      8 » 13.11.2011 12:15

      "И ничего исправлять поэтому не надо"

      - Козюльскй, кому вы парите мозги! (с): :D

      "Андрей Ваджра (Ваджра — псевдоним) — киевский политолог, философ и публицист специализирующийся на анализе феномена «оранжевой революции» на Украине, а так же феномена Украины в целом, как исторического, политического, культурного и цивилизационного субъекта. Главный редактор информационно-аналитического сайта "Руська Правда".


      Биография

      По национальности – малорос. Его родовые корни на Волыни. Родился в одном из областных центров этого региона в начале 70-х годов в семье военного. Отец был офицером армейского спецназа и погиб в Афганистане уже после вывода оттуда подразделений советской армии. Вместе с родителями, во времена СССР, изъездил весь Союз.

      В 90-х окончил Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко.

      Во время проведения военной операции НАТО против Югославии посещал Сербию.

      Несколько лет провел на Тибете. Путешествовал по Индии. Был на Ближнем Востоке. Много лет проработал в структурах исполнительной власти Украины (включая специализированные службы). Специализируется на системном анализе. На данный момент занимается политическим консультированием, а так же пишет книги и статьи.

      Избегает публичности. Очень не любит рассказывать о себе. Пренебрежительно отзывается о журналистах. Как «Ваджра», он известен крайне узкому кругу людей. Неоднозначная и противоречивая личность. Некоторые из его знакомых характеризуют Ваджру как «человека тысячи масок». На вопрос относительно своей национальности, усмехается и отвечает: «Я последний русич Руси»."

      неОн
      • Ukraine

      •  
      •  

      История или как учиться на чужих ошибках

      7 » 13.11.2011 12:02

      Историческая польза от государства Украина есть и большая - это пример того, что делать категорически нельзя. Что бы не сделала Украина все ей во вред. Почему так происходит понятно - Украина отошла от своих исторических корней. Нам хороший пример, что будет при "демократии".

      Юрий
      • Russia

      •  
      •  

      RE: Админу

      6 » 13.11.2011 12:02

      Цитирую Somov:
      Исправьте,пожалуйста ,имя автора статьи. Это же текст Егора Холмогорова,а почему-то вверху стоит авторство Ваджры.



      Пока Андрей Ваджра не назвал своего настоящего имени, у нас есть новый повод для догадок - а вдруг он и есть - Егор Холмогоров? :-) И ничего исправлять поэтому не надо :D

      Анна
      • Ukraine  Kharkov

      •  
      •  

      неОн

      5 » 13.11.2011 11:44

      Думаю, Вы правы. Лично я уверен, что вся эта гламурная педерастия временные фальшценности. Когда мы ими "нажрёмся по голо" тогда начнётся выход на истинные ценности (по мне, так он уже начался). Помните как с появлением видиков все бросились смотреть "глливуд"? Сейчас от него уже тошнит (за редким исключением).

      Evgeniy
      • Ukraine  Kharkov

      •  
      •  

      Симулякр

      4 » 13.11.2011 11:28

      Отыскать, очистить от грязи в которой вымазали настоящих наших аристократов - не проблема. Такие были есть и будут, пока Бжезинским есть с кем воевать. Загвоздка в том, что на их заслуженные места посажены Ксюши Собчак с режиссерами Беликовыми и охраняются цепными псами - Карасевыми, да Шустерами.
      ****
      Симулякры.
      Симулякр аристократа, симулякр интеллигента, политика, президента, лидера, защитника русских, симулякр русского в целом - укр.
      +6

      неОн
      • Ukraine

      •  
      •  

      RE: Похвала русскому боярству

      3 » 13.11.2011 10:15

      Цитата:
      русский народ к вреду для самого же себя позволил уничтожить собственную аристократию, великолепное ядро своей нации.

      Ещё на эту тему: в книге В. Мединского ( из цикла "Мифы о России" )"О русском воровстве, особом пути и долготерпении" (http://tululu.ru/read15155/1/) есть глава "Репутация дворян и разночинцев". Вот здесь можно прочитать её содержание "Эталон дворянской чести" http://tainy.net/8610-etalon-dvoryanskoj-chesti.html
      +2

      Evgeniy
      • Ukraine  Kharkov

      •  
      •  

      RE: Похвала русскому боярству

      2 » 13.11.2011 09:36

      Любое бояство, и прошлое , и современное, всегда заряжено на сепаратизм. Желание поцарствовать, хоть на коммунальной кухне сильнее здравого смысла. Дайте начальнику ЖЭК суверенитет и попробуйте его забрать. Комбояре развалили Союз ради того же - "поцарюваты". Григянша даже на шконку отправилась ради этого же. Так что упомянутые "деспоты" были правы, когда стригли головы до плеч. Врядли кто-то слыхал бы о Руси, если бы не они.
      P.S. Ну, а уж про последнего Романова лучше не говорить. Редкая бездарность. Так прогадить все, что волею случая свалилось ему на голову надо уметь. Очень похож на одного завгара.
      +5

      ТИП
      • Ukraine

      •  
      •  

      Админу

      1 » 13.11.2011 01:42

      Исправьте,пожалуйста ,имя автора статьи. Это же текст Егора Холмогорова,а почему-то вверху стоит авторство Ваджры.
      +2

      Somov
      • Russia  Saint Petersburg

      Факты

      Последние

      Популярные

      Избранное

      Позвольте Украине самоубиться

      Позвольте Украине самоубиться

      С Украиной не надо сражаться. Украина уже давно сражается. Сама с собой. Причём с дикой яростью и ос...

      К украинской проблеме

      К украинской проблеме

      Единая русская культура послепетровского периода была западнорусской, украинской по своему происхожд...

      Клинический случай свидомизма

      Клинический случай свидомизма

      «Свидоми» сами перекрывают себе доступ к информации, отрицающей их догмы. Они не читают книги и стат...

      Украинский кризис глазами грека

      Украинский кризис глазами грека

      После распада СССР, в этой парадигме мышления Россия сама отдала на откуп украинским националистам ч...

      РАСПАД: Ложь украинской евроинтеграции

      РАСПАД: Ложь украинской евроинтеграции

      Годы независимости, так или иначе, отождествляются в массовом сознании населения с разрухой, обнищан...

      РАСПАД: Двадцатилетие суицидальной лжи - 1

      РАСПАД: Двадцатилетие суицидальной лжи - 1

      Мы привыкли существовать в состоянии вялотекущего конца света в отдельно взятой стране. И при этом к...

      РАСПАД: Украинский лимитроф в геополитическом раскладе Евразии - 1

      РАСПАД: Украинский лимитроф в геополитическом раскладе Евразии - 1

      Сама по себе Украина не имеет значения ни в политическом, ни в экономическом, ни в технологическом, ...

      Как произошло слово «украинцы»

      Как произошло слово «украинцы»

      Костомаров в 1874 г. писал: «В народной речи слово «украинец» не употреблялось и не употребляется в ...

      Эксперты США утверждают, что для 83% украинцев родной язык – русский

      Эксперты США утверждают, что для 83% украинцев родной язык – русский

      Уже сейчас можно со всей очевидностью констатировать, что ПОДАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ НЕ ЖЕЛ...

      Убийственная «злука» двух украйн

      Убийственная «злука» двух украйн

      Малороссы и галицийцы… разные генетически, антропологически, культурно и духовно. В силу исторически...

      К вопросу об украинском коллаборационизме

      К вопросу об украинском коллаборационизме

      Один из сегодняшних ученых-бандерофилов М.Коваль сильно сокрушался: дескать, немцы так подставили св...

      Что должен знать каждый об украинцах

      Что должен знать каждый об украинцах

      Украинцы — это партия, куда принимают, записывают, исключают, вычеркивают по партийному, а не по нац...

      «Староукраинский» язык «конституции» Филиппа Орлика

      «Староукраинский» язык «конституции» Филиппа Орлика

      Во-первых, выясняется, что Пылып Орлик и не подозревал, что он – Пылып! И начало документа, и личная...

      Теги

      Ukraina как геополитический
      проект Запада
      UKRAINA: от мифа к катастрофе авиапром АЛЬТЕРНАТИВА альтернатива проекту Ukraina антисемитизм антихристианство армия Ассоциация с ЕС Афганистан бедность безвиз Белоруссия Бильдербергский клуб Ближний Восток Болгария Венгрия Виктор Янукович Владимир Путин власть ВО Свобода война вооружения ВТО выборы Газпром галицийская окрэмишньость Галиция гастарбайтеры гендерное и сексуальное геополитика Германия глобализация ГМК Украины голодомор Греция Грузия двойное гражданство деградация демография демократия денацификация Дмитрий Медведев Донбасс Евразийский союз евроинтеграция Евромайдан Европейский Союз журналистика западное общество здравоохранение Зона свободной торговли с ЕС идентичность идеология идеология свидомизма империя интервью Иран искусство история как и зачем создавали мову как придумывали и создавали
      украинцев
      Католическая церковь Китай клуб «Альтернатива» коррупция кризис криминал Крым культура культурное единство
      великорусов малорусов и
      белорусов
      Латвия Латинская Америка либерализм Ливия Литва литература личности манипуляция сознанием массовые беспорядки машиностроение Украины МВФ методы миграция мировой кризис мораль НАТО наука Нафтогаз неонацизм несостоявшееся государство нефть Новороссия НПО образование общество потребления общечеловеческие ценности олигархи оранжоиды ОУН и УПА Польша поэзия православие Православная церковь предательство прибалтика природный газ провокация происхождение и значение
      слов москаль и Московия
      происхождение и значение
      слова Малороссия
      происхождение и значение
      слова Русь
      происхождение и значение
      слова украинец
      происхождение и значение
      слова украйна
      промышленность Украины психология психология свидомого
      украинца
      равенство и неравенство РАСПАД революция режим Зеленского режим Порошенко режим Януковича реформы Россия русофобия Русская весна Русский Дух Русский Мiр русский национализм русский язык свобода слова Святая Русь сельское хозяйство сепаратизм Сербия симулякры Сирия система образования сланцевый газ СМИ Советский Союз сопротивление социальная солидарность социальная сфера специальные операции спецслужбы стратегия США Талергоф и Терезин Таможенный союз Тарас Шевченко терроризм Трамп Турция украинизация украинский национализм украинский неонацизм украинский язык фашизм федерализация философия финансовая система финансы Украины ФРС химпром Украины цветные революции церковь ЦРУ экономика элита энергетика Эстония этническое единство
      великорусов малорусов и
      белорусов
      юмор
      Вы находитесь здесь Материалы Статьи Похвала русскому боярству