Альтернатива

  • Увеличить шрифт
  • Обычный шрифт
  • Уменьшить шрифт

Путин, которого мы потеряли? Критика сверху

28 Декабря 2011 Александр Дугин
Просмотров 7983
Оценить
(18 голосов)
Путин, которого мы потеряли? Критика сверху

 

Прошло 12 лет с того момента, как Владимир Путин появился на политическом небосклоне России. Его явление было энигматичным. Никто не мог понять, кто он? Русский патриот и верный сын спецслужб, ловко использующий маску либерала и лишь изредка показывающий настоящее лицо (точнее, железный лик), или, напротив, либерал и западник, тонко маскирующийся под силовика и державника, но в критический момент всегда сбрасывающий напряжение в отношениях с Западом и подающий им сигнал – «я свой!» Это было не понятно вначале. Но и за 12 лет большей ясности не стало.

Показательно, что первые тексты, которые я написал о Путине 12 лет назад – о тех деяниях, которые он свершил сразу после своего прихода к власти, и о тех, которые ему предстоит ещё совершить, сегодня выглядят как только что созданные, свежие и актуальные. Мы анализировали и гадали тогда, предупреждали и опасались. Мы анализируем и гадаем теперь, предупреждаем и опасаемся. Как будто всё это время вообще ничего не происходило. Путин по-прежнему непонятен, уклончив, противоречив, загадочен. За 12 лет ясности в отношении него не прибавилось ни на йоту. Вот это выдержка!

Когда он пришёл к власти, он сделал резкий рывок, который стал отличительной чертой эпохи Путина от эпохи Горбачева и Ельцина. Курс он изменил резко, остро и ровно на 90 градусов. Наполовину он сохранил то, что было, а на половину всё поменял. Сохранил капитализм, либерализм, ориентацию на Запад (а также остальные прелести 90-х годов: олигархат, коррупцию, цинизм компрадорской элиты, уничтожающие нравственность и народный дух, чудовищные СМИ и т. д.). Но при этом: жёстко прекратил распад России, внутриолигархические войны с использованием партий и национальных телеканалов, фронду провинций и губернаторов, Чеченскую войну (которую выиграл), суверенистские амбиции национальных республик.

После такого начала, казалось, не за горами и остальные 90 градусов, и что Путин столь же быстро войдёт в полный резонанс с тем, чего от него ожидали патриоты и консерваторы, начнёт строить империю, интегрировать постсоветское пространство, возьмёт на вооружение евразийскую идеологию, восстановит позиции религии и традиции, примется за возрождение культуры, образования духа, ценностей и нравов… Но не тут-то было.

Сделав очень резкий вираж под прямым углом к 90-м, Путин столь же резко остановил движение. На 90 градусов от прежнего курса отклонились, но ни градусом дальше. Впрочем, как и ни градусом назад. Формула найдена: «либерализм + патриотизм» - и пусть разорвутся от нетерпения все те, кто хотел бы отклонить эту стрелку путинизма в ту или иную сторону. Вам ничего не светит, - жёстко было сказано тем, кто хотел бы вернуться в 90-е. Если и сделаем вид, что собираемся уступить в этом направлении, то в следующий момент станет понятно, что это игра, и стрелка курса указывает туда же, куда и указывала. Даже в эпоху Медведева, которая стремительно уходит в прошлое, уступки либерализму и надежды ИНСОРа и иже с ними были чистой видимостью - позволили поговорить, но ничего реального. После возвращения Путина, «юргенсам» и «гонтмахерам» осталось только раствориться.

Но не лучше обстояло дело и с патриотическими кругами. И им было строго велено разговаривать с самими собой или лучше с зеркалом. Предлагалось либо удовольствоваться тем, что есть, либо идти вон. И снова ни шагу в этом направлении за все 12 лет. Наивно мы ждали, что Путин продолжит в том же ритме двигаться в сторону последовательной и законченной евразийско-патриотической позиции. Слова были, жесты были - реальности не было.

Путин так и не совершил за 12 лет того 7-го подвига, который мы определили как доведение первых шести подвигов до логического конца, до точки необратимости. Вопреки нашим прогнозам, он умудрился удержаться на лезвии немыслимо долго, смог притянуть за уши две взаимоисключающие позиции - патриотизм и либерализм, вопреки стенаниям, ворчанию и даже воплям как патриотов, так и либералов. Он сделал это и заставил общество принять и признать именно такого Путина как цельное явление. В таком качестве он и возвращается. Неразгаданный сфинкс.

Крайние либералы видят в нём «диктатора». Это неправда. Путин предпочитает действовать мягко, а к силе прибегает в крайних случаях. Он не любит насилия и, видимо, не осознаёт своего права прибегать к нему кроме как в крайних обстоятельствах, затрагивающих напрямую интересы Государства.

Крайние патриоты видят в нем «агента влияния Запада», «ставленника олигархии» и «мировой закулисы». Это неправда. Путина Запад ненавидит, так как он представляет собой реальную угрозу глобальной доминации американской империи. Запад дорого бы заплатил (и платит), чтобы его не было. Но он есть. И с этим приходится считаться.

Итак, Путина можно критиковать и с либеральной, и с патриотической сторон - как справа, так и слева. Можно ещё недовольно бурчать, что всё не так, - это будет критика снизу. Совершенно очевидно, что на Путина это не действует. Он просто этого не слышит.

Что же нам остаётся накануне его возвращения на солидный срок? Можно принять его таким, какой он есть и согласиться на тот компромисс, который он в себе воплощает (в конце концов, это не самое худшее и от самого худшего он всякий раз последовательно уклоняется). Так, видимо, определённый и более или менее значительный процент населения и считает. Путин - органическая, почти природная черта нашей жизни – как смена сезонов. Он уходит и возвращается также неизбежно как осень. Иногда тянет и путает, но неумолимое время снова и снова заставляет облетать с деревьев листву и превращает загородные тропинки в расплавленную липкую грязь. И всё-таки что-то в этом не так… Что-то в нём начинает нас всех не на шутку раздражать. Всё бы вроде ничего, но вот чего-то не хватает…

Думаю, все согласятся: возвращение Путина большого энтузиазма не вызывает. Вроде всё приходит в фокус, это облегчение. Да, верно. Всё встаёт на свои места. Но всё-таки радоваться нечему. Интересно, почему? Во-первых, и это лежит на поверхности, российское общество совершенно не оценило карточные пассы с Медведевым. Понятно, что это был тактический ход. Но он как-то не пришёлся. Наверное, технологически он удался, а осадок неприятный. Как будто ребенка успешно обманул взрослый дядька. Если и необходимо было что-то в этом роде, то уж как-то слишком безобразно было исполнено… Не по-людски.

Ясно, что к российскому народу и обществу всё это четырехлетнее междуцарствие обращалось в последнюю очередь. Спектакль разыгрывался для западных зрителей. Но это тоже можно оправдать: если массы позволяют делать с ними что угодно, то власть постепенно так и начинает действовать – то есть не обращать на них внимания. Так легко с Западом не поступишь, он не массы. Вот ему-то весь маскарад и предназначался. Понять можно. Даже оправдать можно. Но на душе от этого немного противно. Тандем вышел каким-то неудачным. И таким остаётся. От него у возвращающегося Путина на пиджаке образовалось несмываемое пятно Роршаха.

К этому стоит добавить социальную, культурную атмосферу и стихию информационного пространства. Вот тут Путин явно всё поручил кому-то ещё, не досмотрел и всё пошло вразнос. Он и его окружение телевизор не смотрит, в театр не ходит, не до этого. Если бы включили, то наверное не поверили бы своим глазам. Общество красочно и принародно, бесстыдно гниёт. А те, кто стоят во главе социокультурных процессов не только не мешают этому, но получают видимое наслаждение и пришпоривают. Нормативным типом стали перверты, ворьё, аферисты и проститутки всех полов, профессий и родов войск. Нравы пали. Искусства нет. Наука рухнула. Образование в руинах. Социальная сфера сползает в ад. Путину, конечно, не до этого. Понять можно, но неужели вокруг нет никого, кому до этого?

Однако, все эти реальные провалы немедленно испаряются, как только их берёт на щит либеральная прозападная оппозиция, сторонники возвращения в 90-е. Если Путина в чём-то упрекают люди типа Каспарова, Касьянова или Немцова, это автоматически перестаёт иметь значение, так как Запад, действующий через своих подставных марионеток, ставит через них задачу, не совместимую с жизнью страны. И если им что-то не нравится, значит, это «прекрасно». Чудовищная логика! Стремясь не допустить внешнего управления страной и «цветных революций», мы вынуждены оправдывать целый веер непристойных, отвратительных явлений, накрепко приклеенных к правлению Путина.

Я намеренно не упоминаю слова «коррупция», потому что его постоянно используют либералы. Будем считать, что её поэтому нет. Но всё остальное-то возмущает ничуть не меньше… Но вот стоит нам возмутиться как следует, как раздаётся вежливый звонок из американского посольства: «Мы понимаем Ваше справедливое негодование, my dear professor...» И мы снова встаём горой за Ксению Собчак, Романа Абрамовича, Тину Канделаки и циничных кремлевских политтехнологов. При полной организационной беспомощности и умственном вырождении патриотической оппозиции, любой антипутинский протест будет автоматически капитализирован именно либералами-западниками. Так, что антипутинзм справа – тупик.

Но если всё же мы не можем справиться с нарастающим гневом, с удушающим разочарованием, с обманутыми надеждами, с тревогой за судьбу страны, которая нам дорога… Если мы остро чувствуем, что теряем Путина, а вместе с этим, что теряем время, теряем ритм, годы жизни, силы и надежды в этом нездоровом и коснеющем в своём нездоровье безрадостном современном российском обществе – без цели, стратегии, пути, плана, ценностей, идеи, без горизонта и истории… Если нам более невыносима эта идиотская формула «патриотизм + либерализм», к которой Путин пристал как телёнок к материнскому вымени и считает, что она его будет выручать снова и снова… Что же нам в таком случае делать?

Остаётся одно: критика сверху. Не справа, не слева, ни снизу.

Что это такое? Почему сверху? Что может находится выше Путина, который является и формально и неформально вершиной властной пирамиды? Само понятие суверенности означает, что над носителем суверенитета нет никакой более высокой инстанции. В этом и смысл. Так что же может стоять выше Путина, если всё (в России) стоит под ним, либо справа или слева от него?

Сверху стоит Идея. Сам Путин, скорее всего, в Идею не верит, а верит в вещи и в технологии. Это его дело. В конце концов, правители бывают разные. Не верят в Идею даже некоторые философы, что уж говорить о правителях. Но идеи есть, и именно они движут миром, историей, обществом, человечеством. Если кто-то отказывается от встречи с Идеей, от интенсивной и опасной стихии мышления, за него будут думать другие, которые от идей не отмахиваются. Даже американские неоконсерваторы признают: «идеи имеют значение». Они в данном случае правы. Так вот: критика Путина сверху есть критика его действий и его стратегий с точки зрения Идеи.

Сразу требуется определить: какой Идеи? Идеи бывают разными – есть либеральная, глобалистская, западная идея, есть марксистская, социалистическая. Это мы оставляем их носителям. Для нас Идея-правительница - это Русская Идея, Идея Великой России, исторически уходящая вглубь веков и стремящаяся к полному и ясному воплощению в будущем. Эта Идея имеет множество аспектов – культурный, геополитический, ценностный, социальный, политический, религиозный, психологический, этический, антропологический, этнологический и т. д. Но при всём многообразии и неисчерпаемом изобилии смыслов и аспектов Русская Идея представляет собой нечто целое и единое, нечто органичное. И это целое, пусть очень приблизительно, интуитивно, отдалённо, смутно, но ощущает и воспринимает каждый русский человек. Быть русским - это значит быть сопричастным к Русской Идее. Любым образом – подчас самым неожиданным, парадоксальным, диалектическим, смутным, интуитивным.

Итак, как Путин соотносится с Русской Идеей? Первое, что мы можем ответить - это двояко. Нет никаких сомнений, что одной стороной он с ней сопряжён, её так или иначе учитывает, с ней соотносится. Путину не безразлична Россия как государство. Вот это очевидно. Интуитивно, а, может быть, сознательно, государство является для Путина ценностью. Свобода, независимость и суверенитет Государства составляют его мировоззренческий фундамент. Следовательно, за этими вопросами Путин следит и на них обращает внимание.

Казалось бы, это должно быть естественной характеристикой каждого русского, а тем более руководителя. Совсем нет. В 80-е и 90-е мы видели таких руководителей, которые, не задумываясь, принимали урезание русской державы почти вдовое, более того, подталкивали к нему, радовались падению нашего мирового могущества и ничего не имели против дальнейшего сокращения наших территорий и, к примеру, отделения Кавказа.

Если бы мы соотнесли Горбачева и Ельцина с Русской Идеей, они немедленно сгорели бы заживо. Путин не таков. Первичную проверку он выдерживает. И это интуитивно считывает все российское общество. А если бы даже и не считывало, действия Путина в первый период его президентства недвусмысленно показывают: он не колебался ни минуты в том, нужен ли Кавказ России, он выиграл Второю чеченскую войну, он остановил фронду губернаторов, он отменил в конце концов выборность губернаторов и, соответственно, глав национальных республик, убрал из конституций субъектов Федерации любые упоминания о суверенитете и многое в таком же духе. В этом не просто заслуга Путина, в этом выражение определенной части его идентичности. Тут он проходит испытание Русской Идеей и недвусмысленно оказывается на её стороне. В этом и только в этом причина того, что он был и остаётся единственным политическим деятелем в современной России, наделенным существенным процентом доверия. В этом смысле он русский человек в Кремле (и, кстати, никакой не немец, каким его назвал Александр Рар).

Пройдя данный тест, мы подходим к следующему слою Русской Идеи. Государство имеет форму и содержание. Независимость, свобода, целостность и суверенитет – это свойства формы. Здесь у Путина всё в порядке и критика сверху отклонена. Теперь перейдем к содержанию. Здесь начинаются проблемы. Либеральное отношение к Государству, свойственное Новому времени, вообще отказывает ему в самой возможности обладать каким бы то ни было содержанием. Это просто «ночной сторож», «меньшее из зол», продукт «социального договора», служащий для того, чтобы «люди не поубивали бы друг друга» (Томас Гоббс и его Левиафан). Иными словами, эпоха Модерна ограничивается формальной стороной Государства и отказывается говорить о смысле и цели Государства, о его миссии.

Соответствует ли это в Русской Идее? Категорически нет. Русские всегда на протяжении всей своей истории понимали Государство как сакральную ценность, как вместилище духовного смысла. В течение многих веков идеалом было православное царство, а в XX веке всемирная коммунистическая идея. Но всегда при всех обстоятельствах Россия мыслилась как Государство, наделенное высшим значением и призванием. Оно имело особое русское содержание, отличавшее его от всех иных окружающих Государств.

Что мы видим в случае Путина? Есть ли признаки резонанса с этой сакральной стороной русской державности? Нет. Даже в отделённом приближении. Концепт государственности у Путина совершенно европейский и полностью соответствует принципу государства-нации (Etat-Nation). Совершенно очевидно, что для Путина имеют значение только формальные стороны Государства; всего остального он либо не знает вообще, либо не придаёт значения. Государство для него - технический конструкт.

Главным формальным признаком Государства является суверенность. Очень хорошо, Путин готов её отстаивать. Но то, что у России должна быть какая-то миссия, какая-то цель, отличная от чисто технической эффективности, адекватного менеджмента и ловкого лавирования среди опасных сил в стихии международных отношений и геополитических вызовов, ему явно не близко. Думаю, он просто не понимает, о чём здесь вообще идёт речь. Об этом свидетельствуют его публичные выступления, подбор кадров в сфере политики и идеологии, а также характер международной деятельности. Везде мы видим только одно – технологи, прагматики, практики. Вот это как раз совершенно не по-русски, а скорее, по-европейски.

Можно было бы, справедливости ради, заметить, что и этот прагматический подход в духе реалистской теории международных отношений у Путина не только не имеет системной основы, но и просто остаётся не сформулированным. Никаких рациональных моделей для вычисления национальных интересов, никакого стройного и взаимосвязанного понимания функционирования геополитических сил в мире у путинской политической управленческой элиты нет и в помине.

Каждый в области отстаивания государственных интересов руководствуется своими индивидуальными представлениями или вышестоящими указами, в которых подчас логика полностью отсутствует. Реализм предполагает расчёт. Вместо него Путин полагается на смекалку и изобретательность – свою собственную или ближайшего окружения. То есть нет не только представления о миссии, но и системной рационализации в определении национальных интересов. Вот этот интуитивизм и адаптивностная ловкость – вполне русские черты, они помогают компенсировать отсутствие системного подхода. Но только до поры до времени. И к Идее никакого отношения не имеют.

Осознаёт ли Путин в этом изъян своего правления? Снова нет. Ни в коем случае. Вся его кадровая политика строится на убежденности, что высшие государственные посты итак занимают наиболее адекватные для этого люди, и Путин готов на этом настаивать – причём жёстко. В чём же их адекватность? Ведь они отчуждены от русского смысла, от какой бы то ни было миссии, да ещё и с рациональным исчислением национальных интересов большие проблемы (сплошь и рядом их путают с личными – кстати, признак полной дисквалификации для любого политика реалистской школы). Они не вдохновлены никаким идеалом, да ещё и с рациональностью и чистотой нравов у них проблемы. Путин может терпеть всё это только по одной причине. По причине того, что сам от них недалеко ушёл. Поэтому-то он и не видит в этом катастрофы. Лояльность искупает всё.

Тревожная черта. Может и русская, но снова весьма удалённая от Идеи.

Когда мы переходим к обществу, то и здесь наблюдаются проблемы. Путин видит в народе лишь покорную массу. Если бы он видел в нём что-то другое, он вёл бы с ним хотя бы какой-то диалог. Он же упорствует на монологе. Народ, со своей стороны, безмолвствует и мычит. Элиты расшифровывают это как согласие. Отчасти так поступать естественно: при желании молчаливое мычание можно принять за «да», но можно и за что-то другое – у кого на что хватит фантазии. Если признать, что народ - это всё-таки нечто качественное, то к его молчанию/мычанию стоило бы прислушаться чутко. Если же это лишь инертная масса, то это излишне, с ней поступают по-другому. Как? Посмотрите вокруг… вот как. К массе Путин подходит так же, как менеджер - механически. Кое-что исправляется, кое-что подавляется, кое-что удовлетворяется. Без обид, но и без какого бы то ни было внутреннего внимания. Можно ли чего-то ещё хотеть от власти? Да, нет, наверное, нет. Бывает хуже…

Но постепенно эта прохлада в отношении масс начинается переживаться как обида. Сами массы, даже если они на самом деле только массы и больше ничего, хотели бы считаться народом. Может, им наплевать на Идею, и они погружены в быт с головой и глубже, но лучи Идеи они хотели бы созерцать – пусть преломленными толщами мутной воды повседневности. Путин в этом отказывает, либо сквозь зубы бросает что-то, во что сам не верит, и что пишут на коленке циничные спичрайтеры на бюджете.

Культура, информационная политика, наука, образование, социальная сфера? Что думает Путин о русском обществе? Как оценивает его состояние? Это легко понять из телевизионных программ, где пул циничных первертов зловеще и глупо смеётся телезрителям в лицо, сталкивая всё ниже и ниже в зловонную яму вырождения, идиотии, индивидуализма, демонической зацикленности на мелочах. Телевидение – это мобилизованная армия борьбы с Идеей. Любое осмысленное высказывание немедленно подвергается осмеянию, часто цензуре, заливается морем бессмыслицы. В таком телевидении во всех смыслах нет ничего русского – это агония того, что некогда было культурой. Здесь всем помогут спуститься на несколько ступеней, а желание подняться вверх по культурным ступеням неминуемо встретится с хохотом или неприкрытой агрессией. И это длится год, другой, третий, десятый, двенадцатый… И это будет снова и снова. Путина это не трогает. Массы смотрят, объясняют ему руководители СМИ. Путин кивает - пусть смотрят. Духовный геноцид санкционирован.

Теперь о политике. Вот что-что, а политику Путин не любит совершенно. Ему представляется, что эти орущие и трясущиеся мужики в пиджаках всё время хотят от него чего-то получить, а делать ничего не умеют и не хотят. Это вызывает брезгливость и досаду. Но отменить этот кошмар невозможно: Запад будет против, а Запад - это серьёзно (для Путина это пожалуй, единственное, что по настоящему имеет значение). Значит, надо политику оставить, но содержания лишить. Самые передовые мишени здесь либералы. За годы путинского правления их превратили в чучело, которое постоянно перетряхивают и набивают новой подгнившей ватой. «Правое дело», «Яблоко» и т. д. Провал за провалом.

Патриоты радуются. Но, на самом деле, зря. С ними самими те же путинские мастера технологий производят строго то же самое. Соберут-распустят, соберут-распустят, потом вообще отменят, потом приподнимут плиту – живы? Да, вроде живы, и радостно снова опустят на голову… Фланги измотаны, центр торжествует. Какой? Формальный. Такой, чтобы в нём и духа никакой политики не было. Чуть кто о консерватизме, его тут же модернизацией. Кто за модернизацию, одергивают: про консерватизм забыл!

Наши люди и так думать не любят, а тут их ещё коанами атакуют: «встретишь Будду убей Будду», «модернизация это консерватизм», а «консерватизм – модернизация». Короткое замыкание и человек в пиджаке мягко опускается на скамью. «Вместе победим!» Но с кем вместе и кого победим - не пояснено. И так по всем направлениям, во всех секторах жизни, на всех этажах общества. Катастрофа? Нет, не катастрофа. Но нечто отвратительное. А про Медведева вообще говорить невозможно. Тут действительно нет слов. Никаких вообще.

Каков же результат нашего анализа власти с позиций Русской Идеи? Потеряли ли мы Путина, в которого верили? С которым надеялись вернуть Россию в историю, интегрировать большое евразийское пространство, заложить основы будущего исторического становления? Что же случилось с человеком судьбы, который в критический для страны момент спас Россию, остановив её на отвесном краю обрыва? Чтобы сделать такое, надо было быть героем. И никем больше. Может быть, его просто подменили и это уже совсем другой человек? Снова загадка. Этого человека сопровождают одни загадки.

Одно ясно: в Путине есть резонанс с Русской Идеей, он относится к сфере государственной формы. На фоне предыдущих правителей - это реальная, настоящая, недвусмысленная ценность. В критической ситуации именно это стало решающим и придало Путину реальную легитимность. После этого включились технологии. И это вошло с Русской Идеей в диссонанс. Неважно, эффективны эти технологии или нет. Это другой анализ. Важно то, что этот курс пошёл против Русской Идеи, против русской истории, против русского смысла, против русского общества, против народа как органической духовной и культурной цельности. И это очень серьёзно. Это, на самом деле, очень близко к осуждению, а может быть и к приговору.

Через год-другой после прихода Путина к власти в начале 2000-х ещё можно было надеяться, что у него просто связаны руки, что он всё ещё в плену определённых обязательств, что он не свободен. 12 лет суверенного правления достаточно, чтобы с этой надеждой расстаться. Нет, дело не в этом, дело в нём самом. И нет ни одного знака, что он возвращается с какой-то новой тайной повесткой дня, настоящей и решающей, которая бы на сей раз соответствовала Русской Идее полностью. Надо со всей ответственностью признать: так не бывает.

Время ушло. Теперь мы будем пожинать плоды уже того, что нам известно. Даже решение загадок, почему оно всё так, не важно. Ответы будут чисто техническими. Граничные условия понятны: Путин не выйдет за черту той формулы, в которую вцепился намертво. Никто не дождётся ни либерализма без патриотизма, ни патриотизма без либерализма. Он будет гнать своё. И это по-настоящему фатально.

Будет ли Путин отстаивать и в дальнейшем национальные интересы, суверенитет, державность в таком случае? Убежден, что да. Это часть его сущности. И кстати, это всё ещё немало. Сделает ли он хотя бы один решительный шаг к реальному оздоровлению общества, политики, экономики, культуры? Вернёт ли народ в историю? Убеждён, что нет. Он на это не нацелен, он, скорее всего, на это и не способен. Уступит ли он в таком случае всё пространство либералам и западникам? И снова, нет. Их надежды будут также обмануты, как надежды патриотов. Снова и снова, и снова. Вот с чем мы будем иметь дело в ближайшие годы. Увы, или к счастью, акценты расставьте сами.

Анализируя события за последние 12 лет, я с удивлением не вижу в них нарастающего разочарования, увядающей надежды или накапливающегося раздражения. Скорее, это непрерывный, хотя и эмоционально заряженный, поток размышлений, философских оценок, разрозненные замечания, скреплённые неизменной и болезненной заботой о судьбе Родины, о Великой России, о нашем удивительном и загадочном народе, который я неземно, нечеловечески люблю и за который сердечно переживаю. Волей-неволей эти размышления постоянно переходят на власть и на её персонификацию – Владимира Владимировича Путина. Надежда и разочарование здесь не сменяют друг друга, а сопутствуют, сосуществуют. Ясно, что мы не можем спокойно наблюдать, как развертываются многие болезненные процессы, и хотим подтолкнуть власть: ну что же вы медлите, что же вы смотрите…. Хочется форсировать кое-что, подбодрить – подчас вскрикнуть: «Владимир Владимирович, ну уберите Вы, наконец, эту (иди другую) гадину, которая Вас подводит, выставляет шутом и недоумком…»

Хотя, на это, может быть, и не стоило бы обращать внимание. Анализ постоянно переходит на мир идей, структур, концептов, которые движутся и строятся по иной логике – в холодном умозрительном небе смыслов. Вот это сопоставление земных волнений и отвлечённых ясных сияющих идей – самое важное.

Этот текст - не политический памфлет, не апология Путина и не его денонсация. Ницше сказал однажды, после того как Лу Саломе отказала ему в любви: «Если бы я был богом, я бы создал Лу Саломе другой». Если бы я был президентом России, я бы всё сделал по-другому. Иначе, чем Путин. Что-то я признаю верным. Что-то категорически ошибочным. И, увы, баланс не изменен – ровно на половину он прав, а наполовину нет. Путин так стоек в защите, даже навязывании своей половинной правоты (равно как и половинной неправоты). Ни шагу в сторону. Я всё-таки уверен, что ему это дорого станет.

12 лет - очень большой срок. Он не изменится. И это почти приговор. Не мой. Это приговор Русской Идеи. Говорю наполовину со злорадством, наполовину с сожалением и искренней скорбью. Но никакого будущего для страны я с этим человеком не вижу. Не вижу и прошлого. Он воплощает в себе пустое технологическое настоящее, выносить которое становится всё труднее и труднее.

И снова: стоит только сравнить Путина с президентами других стран (Запада, конечно), и нас отбросит в другую крайность – равных ему нет, he is simply the best. И это сущая правда.

Всё это я хотел сказать и раньше - но всякий раз не мог увидеть финала. Осцилляция вокруг противоестественного компромисса патриотизм/либерализм всякий раз создавала впечатление, что вот-вот и всё прояснится и тогда можно будет точно сказать «да» или «нет». Но есть уравнения, которые не имеют решения, ряды, которые не поддаются интеграции.

Путин есть неопределённость, он есть да/нет, ускользающее мерцание – свет, не свет. Нет, всё-таки свет… О, чорт, кажется, погасло. Нет, всё-таки светит… и так 12 лет нашей с вами жизни… тянет, но не рвёт… какая тоска…

 

Александр Дугин

«Однако»

Чтобы оставить комментарий Вам надо зарегистрироваться или войти

комментарии   
  •  
  •  

RE: Путин, которого мы потеряли? Критика сверху

23 » 31.12.2011 23:54

Да сейчас "евразийством" кроме Дугина всерьёз наверное никто и не занимается. Слишком ортодоксальный и во многом утопический концепт. Но это не важно. У Путина в октябрьской статье есть несколько просто убийственных по оригинальности тезисов. К примеру, о "достойном месте в системе международного разделения труда". Он видимо считает, что РФ в ВТО может претендовать на что либо ещё, кроме как сырьевого придатка. Или Путинский "патриотический либерализм", то же из области оригинальных недоразумений.
+1

Художник
  • Russia

  •  
  •  

RE: RE: Путин, которого мы потеряли? Критика сверху

22 » 31.12.2011 19:35

Цитирую Художник:
У них на почве "евразийства" личные тёрки. Дугин (профессор) один из современных идеологов научного (социологического) понимания евразийства, Путин же видит евразийство очень своеобразно, без отрыва от либерализма, с которым оно полностью несовместимо.

А что "евразийство" можно понимать только с "научной" точки зрения Дугина, или таки есть и другие учёные, которые считают иначе и именно их разработками пользуется в своей практической деятельности ВВ ?

Karaklay
  • Ukraine

  •  
  •  

RE: Путин, которого мы потеряли? Критика сверху

21 » 31.12.2011 18:53

У них на почве "евразийства" личные тёрки. Дугин (профессор) один из современных идеологов научного (социологического) понимания евразийства, Путин же видит евразийство очень своеобразно, без отрыва от либерализма, с которым оно полностью несовместимо.

Художник
  • Russia

  •  
  •  

obod

20 » 29.12.2011 14:18

В 2000г Путин стал президентом.Казна пустая.Долг почти 300 млрд долларов.Заводы и фабрики не работают.Полная зависимость в продовольствии от заграницы.Через 12 лет Путинского режима.Россия все долги выплатила.В казне более 500 млрд.Заводы и фабрики работают. 60% продовольствия Россия производит сама.Господин ДУГИН если хотите понять человека смотрите что он делает и не говорите что Путин теряет что то в народе.Если бы Путин видел в народе покорную массу то он вёл бы себя так как те которые стояли у микрофона на Болотной.Они всегда держали народ за быдло.
+4

Makcim
  • Russia  Moscow

  •  
  •  

RE: Karaklay

19 » 28.12.2011 21:49

Цитирую Lunev:
Если вы имеете в виду типа Немцова - то холуй и обсуждать тут нечего. Когда этот холуй возглавляет русских мне ржать хочется. Простите, я нормально отношусь к евреям, но не во главе защитников русских.

Тупость русских ничем не отличается от тупости украинцев. Возможно их трамбовали меньше времени, да селекция по навыкам крученпия бычьих хвостов даёт о себе знать.

Да не только Немцова. У меня есть подозрение, что много дурных и не очень, зато баблоимущих голов полетит

Karaklay
  • Ukraine

  •  
  •  

RE: Путин, которого мы потеряли? Критика сверху

18 » 28.12.2011 20:17

Луневу.
Согласна с вашей формулировкой...А ЧТО ПРЕДЛОЖИТЕ ВЗАМЕН?!
Ситуация очень похожа на песТню из прошлого..."Весь мир "насилия" мы разрушим до основания, а затем..."
Поскольку вариантов того будущего России, которое должно наступить ЗАТЕМ... сегодня никто не предлагает, то и тужиться при мнимой беременности нет смысла. По-моему так. :-)
+2

Инга Околесова
  • Ukraine  Kiev

  •  
  •  

RE: Путин, которого мы потеряли? Критика сверху

17 » 28.12.2011 20:14

Немцов дал вполне реальную характеристику стае "камрадов" ,под красивым слоганом "оппозиция". Тем самым он и себе эпитет заработал соответствующий.
Что касается Дугина, то мне кажется он стал повторяться. Все как заведённые, твердят про пресловутые 12 лет. Медленно дело движется? Можно конечно, ускорить, но опять с расстрельными командами.Тем более, то что наворотил Ельцин и компания в 90-е, под чутким вниманием "друзей" :Билла,Гельмута, Джона - разгребать без "ломания через колено" и 20-ти лет будет мало. А у Путина, как то трудновато с волшебной палочкой, да и мы не в сказке живём.
+3

sergey I
  • Russia

  •  
  •  

RE: Путин, которого мы потеряли? Критика сверху

16 » 28.12.2011 20:07

Цитирую Lunev:
Проблема не в том, что Путину нет альтернативы, проблема в том, что нет альтернативы его курсу. Кто-то задумывался о том, почему оппоненты Путина не могут ничего сказать по теме? Да им нечего сказать. Проблема России в том, что ПУТИН - представляет и власть, и оппозицию в одном лице...


На встрече с журналистами правительственного пула Владимир Путин сказал, что не против диалога с оппозицией, но не знает, с кем говорить.
http://www.ntv.ru/novosti/255435/

Evgeniy
  • Ukraine  Kharkov

  •  
  •  

RE: Путин, которого мы потеряли? Критика сверху

15 » 28.12.2011 19:49

Если Путин поставит перед страною сверхзадачу, которую поддержит народ, то его имя запомнят навеки, и оно войдет в историю.
Такой сверхзадачей может быть, и должна быть, как основа существования России - восстановление российской империи !
И, по большому счету, просто жизненно необходимо, чтобы россияне исправили ту трагическую ошибку, когда проголосовали на референдуме за независимость от Москвы, тем самым отделив от себя миллионы и миллионы этнических и ментальных русских, которые оказались вдруг в нэзалежных квазигосударствах в качестве изгоев.
Сам факт отделения России от Москвы, на самом деле не стал фактором независимости, а скорее наоборот...
Не Россия потеряла империю, а Россия сама вычеркнула себя из Империи ! Добровольно отдали территории, людей их населявших, культуру, достоинство миллионов граждан, навсегда отождествлявших себя, как единое целое, с Великой страной !
Ну, что же ! Будем считать, что это было время разбрасывания камней.
Но, теперь крайне необходимо, чтобы российское общество вспомнило о том, что уже настало время собирания камней.
А, мы здесь, в окраинах развалившейся некогда империи, не забываем кто мы есть, и всеми силами будем способствовать ее восстановлению.
И, даже нелепо было бы задавать вопрос: - кто из российских политиков способен совершить этот подвиг !
Ответ однозначен - Путин ! Других вариантов нет.
+4

Валерий
  • Ukraine

  •  
  •  

Karaklay

14 » 28.12.2011 19:34

Если вы имеете в виду типа Немцова - то холуй и обсуждать тут нечего. Когда этот холуй возглавляет русских мне ржать хочется. Простите, я нормально отношусь к евреям, но не во главе защитников русских.

Тупость русских ничем не отличается от тупости украинцев. Возможно их трамбовали меньше времени, да селекция по навыкам крученпия бычьих хвостов даёт о себе знать.

ЗЫ
  • Ukraine

  •  
  •  

RE: Путин, которого мы потеряли? Критика сверху

13 » 28.12.2011 19:29

Лунёв. Так их-то и беспокоит поболее всего не столько Путин, сколько его "курс". Хотя выражаться они могут как бы по поводу лично ВВ. Не устраивает эту паразитическую и никчемную шелопунь такой созидательный курс. А "свой" во всей красе объявить не желают. Поскольку его нет по сути, а есть лишь меркантильщина, конъюнктукрщина и шкурность, а такое выносить на суд народа боязно.
+1

Karaklay
  • Ukraine  Kharkov

  •  
  •  

хм

12 » 28.12.2011 18:41

Проблема не в том, что Путину нет альтернативы, проблема в том, что нет альтернативы его курсу. Кто-то задумывался о том, почему оппоненты Путина не могут ничего сказать по теме? Да им нечего сказать. Проблема России в том, что ПУТИН - представляет и власть, и оппозицию в одном лице. Я люблю приводить этот пример. После встречи с Путиным кинематографистов начались традиционные жалобы на то, как неэффективна существующая поддержка кино... а Путин сказал: вы другую предложите, а мы поддержим. И вот участник встречи говорит, что предложить им оказалось НЕЧЕГО! Одно дело говорить, что ВСЁ ПЛОХО, а другое ПРЕДЛОЖИТЬ РЕШЕНИЕ. И вот Дугин ооочень общими словами говорит, что Путин исчерпал себя, ну вроде того... а что исчерпал? Может Дугин скажет, что делать? А делать надо то, что Путин будет делать на третьем сроке, дай Бог ему здоровья. потому что каждое решение, каждое действие надо готовить, ждать подходящего момента для его реализации. Раньше времени вылезать с той же антизападной позицией - ГЛУПО. Если мы тут кичимся, что хорошо знаем Западные повадки, то какие вопросы к Путину? Знаем, тогда и предполагать должны каждое ответное действие Запада на тот или иной шаг.

Я регулярно спрашиваю критиков Путина: а что будет, если всё сделать, как они хотят. И редко слышу нормальный ответ, бормотание, ну-да-ну-да... Потому что отдача замучает, потому что словами пустыми всё обернётся. Вот Ющенко типичный болтун, который может очаровать народ правильными словами, но не знающий как слова воплотить в жизнь, не знающий как устроена госмашина, современный мир и человек.
+3

ЗЫ
  • Ukraine

  •  
  •  

RE: Путин, которого мы потеряли? Критика сверху

11 » 28.12.2011 18:24

Не могу предельно ясно и четко анализировать деятельность Путина на посту главы великого государства Россия. Согласна с тем (и очень этому рада!), что Путин не стремится во friendЫ к Западному миру, насквозь прогнившему и под видом оскально-улыбчивой демократиии поставившего на колени сегодня не одну страну...Кого кнутом, кого - пряником...Путин - хороший, умный, расчетливый стратег. И,наверное, любит шахматы. 8)
Однако, при всех его недостатках, о которых так рьяно сейчас трубит якобы российская "ОППАзиция", альтернативы Путину в России нет. Во всяком случае я ее не вижу ни в яблочных, ни в лимонных кандидатурах.
Мне совсем непонятно другое... как могут наши русские братья не видеть и не понимать смысл и задачи всех происшедших и происходящих махровых революций в мировом пространстве?! Пусть простят мне мужчины мой французский, но по-моему все эти разноцветные революции очень похожи на подростковые поллюции, когда физиология кричит ПОРА, а разум еще не понимает - ЧТО со всем этим делать... :-)
Почему мы так быстро забыли оранжевого имбицила, который влез в президентское кресло в Украине в 2004 году? Неужели это диоксиновое страхоблудие говорилО и обещалО украинцам, что, как и предшественники, будет воровать не краснея? Наоборот - онО нам руки каждый день демонстрировалО, которые "ничого не кралы"... Вот и в России сейчас пытаются прокрутить то же самое кино для доверчивого лохоэлектората рьяные ораторы.
Будем смотреть правде в глаза и быть откровенными..ну хотя бы с самим собой - замены ПВВ пока в России нет. И надо ли?
+3

Инга Околесова
  • Ukraine  Kiev

  •  
  •  

RE: Путин, которого мы потеряли? Критика сверху

10 » 28.12.2011 14:01

Гыгы.
Статья как раз есть ярким подтверждением древнего тезиса о том, что философов нельзя допускать к управлению государством... :-)
"...Анализ постоянно переходит на мир идей, структур, концептов, которые движутся и строятся по иной логике – в холодном умозрительном небе смыслов..." (с)
+2

RAD
  • Ukraine  Lvov

  •  
  •  

RE: Путин, которого мы потеряли? Критика сверху

9 » 27.12.2011 23:28

Заумно не значит УМНО. Какое-то невнятное пережёвывание с обилием метафизических терминов. Хотя есть правильные посылки. А выводов нормальных НЕТ. Автор, как бы подталкивает к депрессии, апатии, безысходности и, глаоное, БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТИ, а это сегодня для России - путь в никуда.
+3

Karaklay
  • Ukraine  Kharkov

  •  
  •  

RE: RE: Путин, которого мы потеряли? Критика сверху

8 » 27.12.2011 23:25

Цитирую Борис:
Все правильно пишет. Путин герой своего -ельцинского, времени. То что он сделал, уже не устраивает всех, сегодня этого мало. Способен он проводить новую политику, или его политика это его суть? Совместить олигархов и чаяния народа невозможно. Когда студентка покупает в Лондоне квартиру за 60 млн долл., а заводы стоят, страна вымирает, не может быть правды в такой стране.
Только Ленин мог проводить политику сообразуясь с настроением масс-революция, гражданская война, НЭП, ГОЭЛРО и т.д. Лукашенко в Беларуссии правильно проводит политику. Велика для него шапка Мономаха.
К сожалению Путин не Лукашенко. Лукашенко сегодня воплощает РУССКУЮ ИДЕЮ. ЭТО РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК!

Борис, не время ! Сегодня у нас "другого путина нет" !
+1

Karaklay
  • Ukraine  Kharkov

  •  
  •  

RE: Путин, которого мы потеряли? Критика сверху

7 » 27.12.2011 22:37

Боженька всё же хранит Россию...
+1

Evgeniy
  • Ukraine  Kharkov

  •  
  •  

current

6 » 27.12.2011 19:37

Уважаемая Ирина Павлова! Большое Вам спасибо за интереснейшую ссылку. По-моему высказывания Васермана лаконичны, точны, логичны, и убедительны. И являются отличным ответом на статью Дугина. Тем более, что сам Дугин подчеркивает выдержку Путина. Несомненно Путин государственник. И очень неразумно вменять ему в вину то, что в условиях сегодняшней России, он не может действовать, как Сталин. Это становится очевидным особенно сейчас, когда опасаясь укрепления России и потенциальной угрозы потери награбленного российскими олигархами,и Запад, и олигархи устраивают беспрецедентную кампанию по дискредитации Путина, о котором сам же Дугин пишет, что он ""the best", сравнивая его с руководителями западных государств.
+2

zadereika
  • Germany  Baden

  •  
  •  

а был ли мальчик?

5 » 27.12.2011 18:59

Давайте оценивать полезность политика по критике Запада. Самый верный критерий в условиях борьбы за жизнь. Ельцина не ругали, на Януковича плюют, а на Путина шипят и гавкают( и я не скажу что он не огрызается). Значит очень полезный для интересов России человек. А не ошибается тот, кто ничего не делает. Еще ни одна страна в мире не прошла путь от социализма к капитализму, ну нет опыта как сбалансировать пенсию бабушки и хоромы Абрамовича. Но он хоть пытается, в отличие от нашего обещалкина. А народ всегда должен быть недоволен властью, только это разное недовольство когда суп жидкий и бриллиант мелкий.
+5

РАЕ
  • Ukraine  Uzhhorod

  •  
  •  

RE: Путин, которого мы потеряли? Критика сверху

4 » 27.12.2011 16:02

Вот интересные рассуждения Вассермана (вторая половина интервью) о нынешнем "положении" В.Путина
http://www.youtube.com/watch?v=a-ieusb7GRw&feature=player_embedded
+1

Ирина Павлова
  • Ukraine

  •  
  •  

RE: Путин, которого мы потеряли? Критика сверху

3 » 27.12.2011 16:00

Все правильно пишет. Путин герой своего -ельцинского, времени. То что он сделал, уже не устраивает всех, сегодня этого мало. Способен он проводить новую политику, или его политика это его суть? Совместить олигархов и чаяния народа невозможно. Когда студентка покупает в Лондоне квартиру за 60 млн долл., а заводы стоят, страна вымирает, не может быть правды в такой стране.
Только Ленин мог проводить политику сообразуясь с настроением масс-революция, гражданская война, НЭП, ГОЭЛРО и т.д. Лукашенко в Беларуссии правильно проводит политику. Велика для него шапка Мономаха.
К сожалению Путин не Лукашенко. Лукашенко сегодня воплощает РУССКУЮ ИДЕЮ. ЭТО РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК!
−3

Борис
  • Ukraine

  •  
  •  

RE: Путин, которого мы потеряли? Критика сверху

2 » 27.12.2011 15:54

Накануне мировой войны за ресурсы, только Путин сможет удержать Россию от развала и не дать сделать её легкой добычей для американских ястребов и их шавок.
+4

Сашко
  • Ukraine

  •  
  •  

хм

1 » 27.12.2011 14:06

Вот не верю всему тому, что пишет этот мужик. Очень много мудрённого и красивого, возможно правильного, но что он хочет и что предлагает я не понимаю. Пишет о каком-то сакральном государстве, якобы существовашем в прошлом в головах русских людей, а я его днём с огнём не вижу. Разве что в головах придворных поэтов и философов.
+5

ЗЫ
  • Ukraine

Факты

Последние

Популярные

Избранное

РАСПАД: Украинский лимитроф в геополитическом раскладе Евразии - 1

РАСПАД: Украинский лимитроф в геополитическом раскладе Евразии - 1

Сама по себе Украина не имеет значения ни в политическом, ни в экономическом, ни в технологическом, ...

К украинской проблеме

К украинской проблеме

Единая русская культура послепетровского периода была западнорусской, украинской по своему происхожд...

РАСПАД: Ложь украинской евроинтеграции

РАСПАД: Ложь украинской евроинтеграции

Годы независимости, так или иначе, отождествляются в массовом сознании населения с разрухой, обнищан...

Позвольте Украине самоубиться

Позвольте Украине самоубиться

С Украиной не надо сражаться. Украина уже давно сражается. Сама с собой. Причём с дикой яростью и ос...

Украинский кризис глазами грека

Украинский кризис глазами грека

После распада СССР, в этой парадигме мышления Россия сама отдала на откуп украинским националистам ч...

Клинический случай свидомизма

Клинический случай свидомизма

«Свидоми» сами перекрывают себе доступ к информации, отрицающей их догмы. Они не читают книги и стат...

«Староукраинский» язык «конституции» Филиппа Орлика

«Староукраинский» язык «конституции» Филиппа Орлика

Во-первых, выясняется, что Пылып Орлик и не подозревал, что он – Пылып! И начало документа, и личная...

РАСПАД: Двадцатилетие суицидальной лжи - 1

РАСПАД: Двадцатилетие суицидальной лжи - 1

Мы привыкли существовать в состоянии вялотекущего конца света в отдельно взятой стране. И при этом к...

К вопросу об украинском коллаборационизме

К вопросу об украинском коллаборационизме

Один из сегодняшних ученых-бандерофилов М.Коваль сильно сокрушался: дескать, немцы так подставили св...

Убийственная «злука» двух украйн

Убийственная «злука» двух украйн

Малороссы и галицийцы… разные генетически, антропологически, культурно и духовно. В силу исторически...

Как произошло слово «украинцы»

Как произошло слово «украинцы»

Костомаров в 1874 г. писал: «В народной речи слово «украинец» не употреблялось и не употребляется в ...

Эксперты США утверждают, что для 83% украинцев родной язык – русский

Эксперты США утверждают, что для 83% украинцев родной язык – русский

Уже сейчас можно со всей очевидностью констатировать, что ПОДАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ НЕ ЖЕЛ...

Что должен знать каждый об украинцах

Что должен знать каждый об украинцах

Украинцы — это партия, куда принимают, записывают, исключают, вычеркивают по партийному, а не по нац...

Теги

Ukraina как геополитический
проект Запада
UKRAINA: от мифа к катастрофе авиапром АЛЬТЕРНАТИВА альтернатива проекту Ukraina антисемитизм антихристианство армия Ассоциация с ЕС Афганистан бедность безвиз Белоруссия Бильдербергский клуб Ближний Восток Болгария Венгрия Виктор Янукович Владимир Путин власть ВО Свобода война вооружения ВТО выборы Газпром галицийская окрэмишньость Галиция гастарбайтеры гендерное и сексуальное геополитика Германия глобализация ГМК Украины голодомор Греция Грузия двойное гражданство деградация демография демократия денацификация Дмитрий Медведев Донбасс Евразийский союз евроинтеграция Евромайдан Европейский Союз журналистика западное общество здравоохранение Зона свободной торговли с ЕС идентичность идеология идеология свидомизма империя интервью Иран искусство история как и зачем создавали мову как придумывали и создавали
украинцев
Католическая церковь Китай клуб «Альтернатива» коррупция кризис криминал Крым культура культурное единство
великорусов малорусов и
белорусов
Латвия Латинская Америка либерализм Ливия Литва литература личности манипуляция сознанием массовые беспорядки машиностроение Украины МВФ методы миграция мировой кризис мораль НАТО наука Нафтогаз неонацизм несостоявшееся государство нефть Новороссия НПО образование общество потребления общечеловеческие ценности олигархи оранжоиды ОУН и УПА Польша поэзия православие Православная церковь предательство прибалтика природный газ провокация происхождение и значение
слов москаль и Московия
происхождение и значение
слова Малороссия
происхождение и значение
слова Русь
происхождение и значение
слова украинец
происхождение и значение
слова украйна
промышленность Украины психология психология свидомого
украинца
равенство и неравенство РАСПАД революция режим Зеленского режим Порошенко режим Януковича реформы Россия русофобия Русская весна Русский Дух Русский Мiр русский национализм русский язык свобода слова Святая Русь сельское хозяйство сепаратизм Сербия симулякры Сирия система образования сланцевый газ СМИ Советский Союз сопротивление социальная солидарность социальная сфера специальные операции спецслужбы стратегия США Талергоф и Терезин Таможенный союз Тарас Шевченко терроризм Трамп Турция украинизация украинский национализм украинский неонацизм украинский язык фашизм федерализация философия финансовая система финансы Украины ФРС химпром Украины цветные революции церковь ЦРУ экономика элита энергетика Эстония этническое единство
великорусов малорусов и
белорусов
юмор
Вы находитесь здесь Материалы Статьи Путин, которого мы потеряли? Критика сверху