Альтернатива

  • Увеличить шрифт
  • Обычный шрифт
  • Уменьшить шрифт

Вселенная Олеся Бердника

01 Августа 2012 Мирослава Бердник
Просмотров 12568
Оценить
(30 голосов)
Вселенная Олеся Бердника

Сложно, практически невозможно понять прошлое вне судеб тех, кто его творил. В фолиантах исторических трактатов сухо и пыльно. В них нет жизни, нет ощущения прошедших эпох. А ведь действительное понимание минувшего невозможно без эмоционального восприятия, без того, что психологи называют эмпатией. Именно поэтому мы понимаем ушедшие времена, благодаря судьбам тех, кто наполнил их до краёв своей жизнью. Нередко в судьбе одного человека может отразиться целая эпоха, подобно тому, как целый мир отражается в капле росы. На мой взгляд, одной из таких судеб является судьба Александра Павловича Бердника (Олеся Бердника) ― поэта, художника, философа, писателя-фантаста.

Тот, кто знаком с его произведениями, может без преувеличения сказать, что он родился раньше своего времени. Наверное, именно поэтому его жизнь была настолько же трагична, насколько и неординарна, а в его личной судьбе отразилась целая эпоха.

Совсем недавно один мой хороший знакомый прислал мне воспоминания дочери Александра Бердника Мирославы, на которые он случайно наткнулся в журнале «Архивы Украины». Я с интересом их прочёл и невольно подумал о том, что на этих страницах за огромной любовью дочери к своему отцу и его непростой судьбой проступают чёткие контуры целой эпохи, наш коллективный лик, наша общая малороссийская Судьба аж от казацкой вольницы и ГУЛаговских лагерей, до двадцатилетнего бреда современной Украины.

Всё повторяется. Похоже, мы движемся по гигантскому кругу Великого Возвращения. И то, что мы видим сейчас, уже было. И на каждого Олеся Бердника во все времена находились разнообразные «спилки письмэнныкив», иваны дзюбы, василии козаченки, боннеры, анатолии матвиенки, а также десятки безымянных доносчиков, хитрые игры спецслужб и, конечно же, наша хохляцкая всё разъедающая зависть. 

На мой взгляд, воспоминания Мирославы Бердник о своём отце стоит прочесть как минимум для того, чтобы заглянуть в лицо ушедшей эпохи, которая на самом-то деле и не ушла, потому что мы до сих пор не стали другими.

Андрей Ваджра

Вселенная Олеся Бердника

Очень трудно писать воспоминания о собственном отце. Погружаться в волны памяти, заново чувствовать, переживать события прошлых лет. Заново осознавать, что больше никто не назовет меня «доця-алхим» (я в детстве не выговаривала слово «ангел»), не погладит по голове. Сложно еще и потому, что придется рассказывать о вещах, которые противоречат общепринятой трактовке событий нашей недавней истории, строкам школьных учебников.

Мои первые воспоминания — я на полу играю у ног отца, который сидит в кресле и пишет, держа на коленях пишущую машинку. Временами отвлекается и гладит меня по голове. Четкие воспоминания примерно с трехлетнего возраста. Отец тогда организовал вместе с сестрой Олей и моей мамой конную экспедицию на Алтай — искать Беловодье, о котором говорится в преданиях староверов. Взяли с собой и нас с двоюродным братом-ровесником. Меня усаживали на луку седла впереди мамы и привязывали к ее телу, чтобы от резкого движения лошади или какой-либо другой неожиданности я не скатилась случайно в пропасть. Правда, на Белуху они восходили сами, оставив нас на метеостанции. А мы наблюдали, как ее вершина, похожая на сахарную голову, от разрядов молний превращалась то в ослепительно белую, то в фиолетовую.

С отцом и мамой я изъездила, наверное, половину Советского Союза. Мы побывали в горах Алтая, Памира, Тянь-Шаня, в пустыне Кара-Кум, в крепостях Сванетии и в Эчмиадзине. За день могли пересесть с шикарного Ту на «кукурузник», потом на вертолет, а дальше — или на полуторке, или на ишаке. Однажды в горах Памира ехали в кузове полуторки. Вверху — скалы, внизу — четырехкилометровая пропасть. И вдруг ощущаем, что дорога «дышит».

Оказывается, этот участок был построен особым способом — перевитые ветки и камни между ними, чем-то сверху залитые. И как пример неудачного прохождения участка — обломки нескольких машин на дне пропасти. А поскольку деться было некуда — машина-то развернуться не могла, ехали так: отец, охватив меня обеими руками, поставил одну ногу на край борта кузова, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина будет падать в пропасть.

Мама с рюкзаком тоже стояла у края борта. Так и проехали этот опасный участок, а водитель в это время привычно весело пел. Наверное, потому, что с раннего детства очень много путешествовала, я органично владею двумя языками. С подружкой из горного сванского селения или с мальчиком, дарившим мне розы на берегу моря в Дубултах, мы могли объясниться только по-русски.

Однажды отца спутали с Фиделем Кастро. Это было в 1964 или 65 году. Куба тогда была у всех на устах. Мой бородатый отец с беретом на голове и в одежде полувоенного покроя в молодости был поразительно похож на легендарного команданте. Мы приехали в Рахив, и кому-то показалось, что к ним прибыл сам Фидель. Молниеносно разнесся слух, собралась толпа, и отца на руках понесли по центральной улице. Когда же обнаружилось, что это не Фидель Кастро, а сам Олесь Бердник, его потащили к книжному магазину, и он несколько часов подписывал людям книги.

Отец никогда не был чудаковатым сельским проповедником-отшельником, каким его сегодня рисуют некоторые газеты. Он жил широко и красиво. Мог, когда мама спросила его, «что такое шерри-бренди», утром сесть в московский самолет и к вечеру вернуться, чтобы угостить ее этим напитком. Мог по зову умирающего академика Смирнова, автора русского перевода «Махабхараты», рвануть через весь Союз в Ашхабад для последнего разговора. А мог и половину авторского гонорара за очередную книгу отдать нуждающемуся коллеге. К сожалению, когда туго стало отцу, память и совесть этих коллег, похоже, разъела коррозия.

Винниченко сказал, что историю Украины нельзя читать без брома. Это касается и многих украинских семей. Катаклизмы XX столетия накладывали свои отметины на каждое поколение.

Дед отца, Василий Александрович, служил в военно-морском флоте царской России мичманом. После военной службы нанялся на океанографическое судно, трижды плавал вокруг света. Когда началась Первая мировая война, принимал участие в строительстве стратегического моста через Днепр от родового села Килова до Вытачива. Еще я, приезжая к бабушке на каникулы, застала на Днепре протухшие остатки свай. Дед Василий был социал-демократом, распространял брошюры, книги. Отец рассказывал, что после революции он говорил: «Розхитували ми трон Миколи, а він впав і нас придушив».

Когда забурлила гражданская война, он в своей хате, стоявшей на краю села, прятал гетманцев от петлюровцев, петлюровцев — от богунцев, евреев — от петлюровцев, деникинцев — от чекистов. Это сыграло свою роль в 20-м году, когда его арестовали чекисты. Еврейская община Киевской области собрала деньги, из Киева приехали еврейские адвокаты, которые заявляли: «Василий Александрович настоящий человек! Спас от смерти десяток наших!» И сумели вызволить его из ЧК.

Деда отпустили и уже не трогали. Зато тронули дочку Марию. Она работала в Киеве на железной дороге. Кто-то написал в ЧК донос, что она не кто иной, как знаменитая Маруся — атаманша отряда, входящего в соединение Зеленого. Днем, мол, работает на железной дороге, а ночью со своими хлопцами ездит по селам и вешает коммунистов и активистов. Следователь угрожал, кричал: «Признавайся, сука!» Потом повел в подвал, изрытый следами пуль и забрызганный кровью. Поставил возле стенки... Пуля просвистела возле уха, выбив кусочек кирпича. Очнулась она от ушата холодной воды, следователь же мрачно сказал: «Ты или невиданная авантюристка, или невинный ребенок...» Через месяц ее отпустили с седой прядью в косе и желтым листком бумаги, в котором было написано: «Гражданка (имярек) обвинялась в бандитской деятельности анонимом. Органы ЧК провели внимательное дознание, которое выявило полную безосновательность клеветы. Обвинение с нее снято с полной реабилитацией». И подпись: «Феликс Дзержинский». Эта бумажка хранилась в семье отца до ареста. Соседи же не поверили. Я через пятьдесят лет слышала от соседки, когда бабушка прогоняла с нашей грядки ее кур, вопли: «Бандитка! Бандитка!» Через много десятилетий эта история вернулась ко мне «испорченным телефоном». Лет десять назад я приехала в село Вытачив в церковь, которую построил отец по проекту Тараса Шевченко. В этих местах и атаманствовал Зеленый. Возле церкви встретила старого-престарого деда, который рассказывал, что Олесь Бердник — сын атамана Зеленого, хотя отец родился через много лет после его гибели.

После освобождения бабушка Мария вернулась домой и вышла замуж за соседского сына Павла. Воспоминания деда тоже дают представление о тех грозных, братоубийственных временах. Однажды он шел из Воронькова (село под Борисполем) в Килов. Недалеко от села услышал крики, проклятия, выстрелы. Спрятавшись за деревьями, увидел страшную картину. Петлюровцы окружили группу безоружных гетманцев и заставляли их раздеться. Те падали на колени и умоляли: «Хлопцы, и мы ж, и вы — за Украину. Мы ж родная кровь! Хлопцы, что ж вы делаете?» Хлопцы же в ответ выматерились и прошили тех пулеметными очередями...

Дед позвал односельчан, убитых гетманцев похоронили в братской могиле. Он ее показывал — могила существовала до тех пор, пока по ней не проложили асфальтовую дорогу. Эта абсурдная братоубийственная война объясняет многие события на историческом поле Украины XX столетия. Что заставляло людей убивать, предавать, брата подымать руку на брата, сына писать донос на отца, мать во время голода съедать собственного ребенка? Разве можно все объяснить только злой волей Ленина или Сталина, тем, что «система заставила»?

Во время голода тридцать третьего по домам стали ходить комбедовцы, забирая все. Соседка Оксана была беременна, и когда к ней пришли, спрятала маленький узелок пшена под юбку и села на него. Участница реквизиционной группы (кстати, ее родственница) это заметила, назвала ее «контрреволюционным элементом» и выдернула узелок. Даже представитель сверху смилостивился, хотел пшено оставить, но родственница была неумолима – узелок забрала, а уже сваренную в печи кашу, разбив горшочек, втаптывала в грязь по всему подворью. Неужели ее Сталин и «москали» заставляли делать это?!

Незадолго до начала войны отец экстерном окончил школу, поступил в геологический техникум в Киеве. Но грянула война, пришлось забирать документы и возвращаться в село. Отец рассказывал о бессильной ярости, которую испытывал он и его ровесники, видя беспорядочное бегство наших войск. Как-то к ним во двор зашли несколько летчиков, один из них — молодой красивый генерал. Они сожгли свою форму и попросили гражданскую одежду, чтобы легче было пробираться к своим. А отец все его допытывал: «Почему, почему так случилось? Вернутся ли наши?» Тот ответил: «Не надо пустых слов. Жизнь покажет, почему произошла эта катастрофа. А наши вернутся, верь в это!» Через пару дней дошел слух, что летчики прорвались к своим, но их командир погиб.  Эту историю я рассказывала в одном интервью и насколько я была потрясена, когда мне написал человек, поблагодаривший меня за последнюю весточку о своем отце, который оказался погибшим командиром этих летчиков, о последних часах которого ему рассказали выжившие пилоты.

Несколько дней было безвластие. Председатель колхоза сбежал, правления не было, телефонных звонков из района — тоже. И люди за несколько часов растащили все колхозное имущество по домам. Но радовались они недолго. Через несколько дней приехали немцы, все поняли и лаконично объяснили: «Колхозное добро вернуть туда, где оно лежало. Доблестные немцы освободили украинских селян от жидо-большевистского рабства, но не от обязанности трудиться. Было коллективное хозяйство, а будет общественное и свободный труд на благо немецкой армии. Все вернуть».

Через несколько часов принесли больше, чем экспроприировали.

В конце 1943 года, когда наши войска освободили Киевщину, семнадцатилетним добровольцем отец ушел воевать. Был сапером, как скупо об этом вспоминал — «ползал рядом со смертью». Ранение, госпиталь. После Победы демобилизовался и вернулся в Киев. До 1949 года работал в Театре имени Франко. В его биографиях часто пишут, что первый раз был арестован за то, что «выступил с критикой политики Сталина и Кагановича в области искусства».

Все было гораздо проще. Тогда в Советском Союзе как раз началась «охота на ведьм» — борьба с космополитизмом. В трудовых коллективах тут же начали массово находить своих «космополитов». Отец на открытом партийном собрании в театре выступил в защиту своего коллеги, артиста Добровольского. Сразу же около десяти «друзей» написали доносы. В итоге — известная 58-я статья, 10 лет, и отец оказался в Печорлаге. Совершил два побега, и спецлагерсуд «припаял» еще 10 лет. Во время хрущевской оттепели его реабилитировали, и в 1956 году он возвращается в Киев.

Летом 1957 года происходят два события — выходит первая книга «Вне времени и пространства», после которой Микола Бажан принимает его в Союз писателей, и отец знакомится с моей будущей мамой. История их встречи и любви описана в его книге «Кто ты?» (он часто использовал автобиографические фрагменты в своих романах). Отец встретил красавицу Кармен, идущую со съемок фильма на занятия в Институт театрального искусства. Влюбился с первого взгляда, тут же сделал ей предложение, но бабушка, а вернее ее подруги, уже присмотрели для нее «блестящую партию», а не какого-то «задрыпанца».

Отец на следующий день ее... выкрал. Встретил возле института, предложил бросить все и ехать с ним, если любит. Мама не раздумывала ни секунды. Они уехали в родное село к родителям отца, а бабушка разыскивала беглянку два месяца через всесоюзный розыск. Поженившись, они вернулись, повинились, но бабушка долго не могла ему простить этого похищения. Хотя позже, когда начались преследования, трудно было найти более преданного защитника, чем она.

Шестидесятые — начало семидесятых — период бурного творческого успеха. В год выходили 1—2 книги, путешествия, многочисленные выступления. Сегодняшним «властителям дум» трудно себе представить, что творилось на его выступлениях. Отец много выступал – в самых больших концертных залах Киева и в студенческих аудиториях или пионерских лагерях. Залы были не просто заполнены — люди стояли в проходах, «висели» на подоконниках, сидели друг у друга на плечах. Он говорил о судьбах Человечества и Земли, о трансформации Духа и предназначении Разума во Вселенной.

Но, увы, рядом с каждым Моцартом ходит множество Сальери. В наших украинских условиях лучшим способом «удружить» коллеге было обвинить его в «украинском национализме». Пока первым секретарем ЦК КПУ был Петр Шелест, он отметал все наветы, заявляя, что ему не нужен украинский Солженицын. Но когда после книги «Україно наша Радянська» его забрали «на повышение» в Москву, началась травля отца.

Сначала в «Літературній Україні» и других республиканских газетах, затем и в центральных. Последовал запрет на выступления, из библиотек изъяли все его книги. Я помню, как во дворе моей школы директор (кстати, преподаватель украинской литературы и теща писателя Валерия Шевчука) жгла костер из книг отца, которые до этого стояли на почетном месте в школьном музее.

В газете ЦК КПУ «Радянська Україна» появилась статья «Олесь Бердник продався ЦРУ за червоний світер». Интересна история появления этого материала. На Западе очень заинтересовались творчеством отца, и в Киев приехала из Мюнхена переводчица Ганна-Галя Горбач, по совместительству сотрудник радио «Свобода». Встретилась с отцом для разговора о сотрудничестве. Они беседовали на склонах Днепра в Ботаническом саду, и вдруг г-жа Ганна, поскользнувшись, стала падать с обрыва. Она ухватилась за отца и при этом порвала ему куртку.

Через некоторое время на Украине оказался ее сын и предложил компенсировать испорченную матерью вещь свитером (как раз красным, таким, как разорванная куртка), но отец, рассмеявшись, отказался. А через 2 дня появилась статья. Для меня до сих пор остается загадкой: если отец и немецкий гражданин в уединенной местности разговаривали только вдвоем, то кто сообщил о разговоре «компетентным органам»?

И пример из жизни отца прямо противоположный. Когда его уже исключили из Союза писателей, он обратился к писательскому пленуму с письмом, которое через несколько дней прозвучало по западным радиоголосам. Отца тут же вызвали в КГБ и потребовали объяснить, «зачем он передал письмо на Запад». Он удивился, опроверг это, поскольку его экземпляр хранился у него, и сказал: «Раз я не передавал, то передало или писательское руководство, или вы».

Так на примере судьбы моей семьи становится понятным, как Запад и определенные силы в СССР играли в пинг-понг судьбами людей, наиболее талантливых, пассионарных, неравнодушных, загоняя их на тропу диссидентства. Люди вместо того чтобы заниматься творчеством, наукой, начинали писать письма протеста, всякие «хроники текущего времени», Запад широкими мазками рисовал образ «империи зла», пятое управление КГБ показывало свою нужность и изображало бурную деятельность, постепенно готовя фундамент для перестройки.

Первый обыск в нашей квартире произошел 18 апреля 1973 года. Без пяти восемь утра постучали в дверь, и на мой вопрос «Кто там?» ответила дворничка, что собирает деньги на похороны. Вломилось шестеро или семеро человек, когда же я попыталась юркнуть в ванную, меня крепко ухватили, разорвав при этом ночнушку. На мой крик выскочил из своей комнаты отец — ему тут же показали постановление о проведении обыска и предложили «добровольно выдать документы антисоветского и клеветнического содержания».

После 20-часового обыска изъяли работу Ивана Дзюбы «Интернационализм или русификация?», в которой тот призывал партийное руководство вернуться к принципам ленинской национальной политики, давние предложения отца к Хрущеву о создании на Алтае экополисов — образовательных и научных центров нового типа, работу «Альтернативная эволюция», отправленную в UNEP — Комиссию по экологической безопасности при ООН, а также пишущую машинку.

Уже после работы в архиве СБУ с документами, мне стало известно о роковом влиянии показаний Ивана Дзюбы на судьбу нашей семьи. Когда я, после своего запроса, получила разрешение на ознакомление с делом отца, получила совет, в первую очередь обратить внимание на так называемые «первичные документы».

Оказалось, что таким первичным документом было уголовное дело Ивана Дзюбы, где он называет фамилии множества лиц, которым давал для ознакомления свою работу «Интернационализм или русификация?».

Стоит отметить, что я дружила с внуком писателя Ивана Сенченко и историка Елены Станиславовны Компан, у которых собиралась литературная и научная интеллигенция, обсуждавшая многие вопросы общественной жизни столицы, и, естественно, после ареста Дзюбы и всё, связанное с этой темой. Людей, в первую очередь, потрясло то, что ведь этот документ несколько лет свободно, не скрываясь, обсуждали, так как знали, что он в качестве официального документа лежит и рассматривается в ЦК КПУ. Поэтому арест Дзюбы и последовавшие события стали для всех потрясением. Оказалось, что незадолго до этого с соответствующими комментариями эта работа была прочитана по зарубежным «голосам» и опубликована в бандеровской прессе. Кстати, в одном из зарубежных бандеровских изданий – молодёжном журнале «Авангард» тогда работал юный Роман Зварич.

В следственном деле отца есть постановление – после показаний Ивана Дзюбы о том, что он в 1965-году давал отцу для ознакомления свою работу «Интернационализм или русификация?», – о выделении материалов из уголовного дела Ивана Дзюбы и «в оперативный отдел КГБ для проверки». Именно на основании этого у нас был проведён первый обыск, после которого  отец написал жалобу в ЦК, что у него забрали рабочий инструмент для печатания книг.

Через несколько дней отца вызвали в КГБ, где ему на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 декабря 1972 года «О применении органами государственной безопасности предостережения в качестве меры профилактического воздействия» было объявлено официальное предостережение о недопустимости подобных антисоветских действий (то есть жалоб на то, что у него изъяли рабочий инструмент) и что подобные действия в дальнейшем будут считаться несущими угрозу безопасности государства и смогут привести к уголовной ответственности.

Недавно интернет-издание «Ревизор» напечатало протокол допроса Дзюбы от 19 октября 1972 года сотрудниками прокуратуры (это обстоятельство хочу особо подчеркнуть) и КГБ, когда он по собственной инициативе называет фамилии людей, которым давал на ознакомление свою работу, в том числе и Олеся Бердника. Понятно, какие это имело последствия для них…

Вскоре после того, как отца после свидетельств Ивана Дзюбы взяло в оборот КГБ, состоялся Пленум Союза писателей Украины, на котором отца исключили из Союза писателей. Исключили за «космическую хохломанию», за «поповщину», за то, «что пишет, что через 200 лет будет существовать Украина», – речь шла о романе «Звездный Корсар», главный герой которого в составе первой экспедиции объединённого человечества в качестве представителя Союза Советских Коммунистических Республик перед полётом в другую галактику поднимается на Говерлу, чтобы положить цветы к памятнику Украины-Матери.

Сейчас говорят, что это организовал Василий Козаченко по заказу КГБ. Но исключали-то отца на пленуме Союза писателей Украины, и все присутствовавшие голосовали единогласно. То есть синедрион творческих личностей осудил своего коллегу и передал  прокуратору для распятия. Тогда отец в знак протеста голодал 60 дней. Секретарь партийной писательской организации направил из писательской поликлиники врача для психиатрического обследования с тем, чтобы направить отца на принудительное лечение в спецпсихбольницу (ну не может нормальный писатель протестовать против подлости своих коллег!). Врач, ее звали Нина Всеволодовна, написала заключение, что он совершенно здоров и сказала: «Быстро, пока я не доехала до работы, зарегистрируйте это заключение в районном психдиспансере». Представления этой женщины о совести и чести расходились с писательскими, хотя она и поплатилась за свое мужество работой.

Отца исключили из Союза писателей, но он еще оставался членом Литфонда. Через пару месяцев его увидел в писательском магазине «Сяйво» один ныне покойный писатель, которого пытаются представить чуть ли не совестью украинского народа за роман, который после выхода был негативно оценен в ЦК. Что тут началось! Он поставил ультиматум: «Або ви виключаєте цього антирадянщика з Літфонду, або — з Літфонду виходжу я». На следующий день отца исключили и из Литфонда. Через несколько лет, уже после ареста, отцу показывали доносы на него некоторых коллег.

Некоторые «инженеры человеческих душ» умудряются служить любому режиму, получая все возможные награды и используя при этом государственную машину для расправы над своими более талантливыми собратьями.

В монографиях, школьном учебнике дочери написано, что 9 ноября 1976 года Николай Руденко, Олесь Бердник, Оксана Мешко, Левко Лукьяненко и еще несколько человек создали Хельсинскую группу по призыву «прогрессивной московской общественности». Я, наверное, один из немногих, к тому же незаинтересованных свидетелей создания группы, который может рассказать, как это было на самом деле.

Помню удивление, даже потрясение отца, который, слушая «брехунець» — свою «Спидолу», вдруг узнал, что он, для кого важнейшими являлись вопросы освобождения человеческого Духа, гармонизации человека и разорванной биосферы Земли, создал политическую организацию. Когда его друг Николай Данилович Руденко вернулся из Москвы, куда ездил для встречи с Сахаровым по поводу своей экономической работы «Энергия прогресса», отец потребовал объяснений.

Николай Данилович сказал, что в Москве «хлопці» (Сахаров, Григоренко, Щаранский и другие) предложили создать в Украине группу для воплощения в жизнь Хельсинских договоренностей и попросили назвать тех, кто, по его мнению, не откажется участвовать. Тут же была созвана пресс-конференция и Николай Данилович заявил западным журналистам о создании Украинской хельсинской группы.

Благородные намерения имеют притягательную силу и впоследствии никто из названных не отказался подписать Декларацию о создании УХГ. Кстати, членам УХГ было делегировано право подписывать документы от имени всей группы, поэтому так разительно отличаются по содержанию и стилистике документы, написанные, к примеру, отцом, Оксаной Мешко или Лукьяненко.

Интересная подробность: 9 ноября прозвучало только сообщение о создании УХГ, еще не все будущие члены группы знали о своем участии в ней и не успели подписать декларацию. Но уже 12 ноября было озвучено обращение Московской хельсинской группы (Боннэр, Гинзбург, Щаранский, Орлов и другие) с призывом к мировой общественности «выступить в защиту Украинской Группы», поскольку существует «опасность применения уголовных мер в отношении этой Группы...»

Отец быстро увидел, что их используют, но белке, посаженной в колесо, выбраться почти невозможно. Он писал: «Я підготував десь 16 документів — до Прокуратури, ООН (зокрема, на захист Миколи Даниловича Руденка). А через деякий час написав «Маніфест української правозахисної групи», який містив пропозиції до світової громадськості. Але коли я поїхав до Москви — Григоренко продемонстрував мені цей документ з резолюцією Сахарова: «Не хватало нам еще помогать этим экстремистам-украинцам. Я категорически против. Андрей Сахаров»...

Після цього випадку я зрозумів, що до російських правозахисних груп треба ставитись обережно. Більше того, коли я від імені нашої групи виступив з пропозицією скликати у Віфлеємі, в Ізраїлі, Собор Божої Матері і Дитини — ця ідея не дістала підтримки. Хоч ми доводили, що маємо себе проявити не лише як критики, але й конструктивні діячі...

У Петра Григоренка були сльози на очах. Він казав: «Як бойовий генерал я не знаю ідеї, величнішої за цю. Повністю її підтримую». А за кілька днів він мені надсилає листа: «Дорогой Олесь! Посольство США отказалось передать твой материал, а у нас денег нет...» Коротше кажучи, я усвідомив: нас просто використовують. Ми лише інструмент, завдяки якому західні спецслужби роблять свої справи. Вони й тоді не вельми переймались нашим прагненням до незалежності» («Чернігівські відомості», 23.04.93 г.).

Отец сумел с туристами передать документы своим друзьям в Канаде и США, и они развернули деятельность по подготовке в Вифлееме Собора Матери и Ребенка с тем, чтобы обратиться к правительствам всех стран с требованием от имени матерей Земли о всеобщем и полном разоружении. Были разосланы приглашения различным государственным деятелям, Папе Римскому. Но через пару месяцев позвонила подруга отца из Торонто Нина Мудрик-Мриц, занимавшаяся организацией Собора, и с отчаянием сообщила, что начались угрозы от американских военных кругов и поэтому вся организационная работа свернута.

Интересно, что когда переправкой документов в Москву занимался отец — все проходило гладко. Когда же Оксана Мешко — ее курьеров почему-то, как правило, снимали сразу за хутором Михайловским и за этим следовали массовые обыски у членов группы. Я ни в коей мере не хочу обвинить ее в «стукачестве», видимо, у нее, как и у многих других, существовала подспудная идея-фикс, что чем больше людей сядет, тем больше внимания общественности будет приковано к Украине.

Арест, суд, годы ожидания отца. После возвращения он снова пишет книги, восстанавливается в Союзе писателей, вернее, его принимают как «молодого» писателя. И основное детище — создание Украинской духовной республики. Развивая идеи Сковороды о Горней республике духа, отец хотел показать, что есть другие пути для контактов между народами, чем тысячелетние дороги войны и обмана.

16 декабря 1989 года была создана Украинская духовная республика — свободная ассоциация, братство украинцев во всем мире, которое базируется на духовной и культурной консолидации над политическими, социальными, идеологическими и конфессиональными различиями, утверждает приоритет культурных, духовных, научных ценностей цивилизации. Отец мечтал о создании духовных республик братских народов. Идею поддержали очень многие.

Вступали ученые, артисты, писатели, становились коллективными членами предприятия и колхозы, был создан постоянный пресс-центр при газете «Молодь України», которая выходила семисоттысячным тиражом. Случались, правда, и неприятности.

На отца вышел первый секретарь ЦК ЛКСМУ Анатолий Матвиенко и предложил, пока не завершена регистрация организации, воспользоваться одним из счетов комсомола. Он согласился, в газетах был опубликован счет, потекли пожертвования. Отец гонорар от очередной книги перевел на этот счет, жертвовал все гонорары за публикации, я собирала во время его выступлений пожертвования и затем несла в сберкассу, тысячи людей присылали копии квитанций о денежных переводах.

Но когда УДР зарегистрировали и отец захотел с временного комсомольского счета перевести деньги на счет УДР, Анатолий Сергеевич заявил, что на счету всего около 300 рублей. Видимо, с тех пор у него и сохранилась любовь к риторике о духовном возрождении и национальном самосознании.

16—22 июля 1990 г. в Коломые был проведен Всемирный собор духовной Украины. На нем присутствовало более 100 тысяч делегатов. Огромную организационную и финансовую поддержку в его проведении оказал руководитель коломыйской агрофирмы «Прут», а впоследствии Ивано-Франковский губернатор Михаил Вышыванюк, которого увлекли идеи отца. Оказывалась поддержка культурным деятелям Украины. Среди них Нина Матвиенко, Валентина Степовая, группа «Кому вниз», дуэт Моисеенко и Данильца, «Камерата» и многие другие. Пропагандировались идеи объединения человечества на основе любви, гармонии, общей ответственности за судьбу Земли. Но тут поступило предложение, от которого, как принято говорить, «нельзя отказаться»: помощь в создании представительств УДР во всех странах, где проживают украинцы, отец становится пожизненным номинальным руководителем, всемерная финансовая поддержка, но... центральный офис должен находиться в Нью-Йорке.

Отец отказался. И снова началась травля. Сначала в западной прессе, затем подключились и многие в Украине. Конечно, тем, кто представляет себе «розбудову духовності» только под патронатом американских покровителей, вряд ли могли понравиться жесткие оценки отцом происходящего в Украине: «Любов до України тільки декларувалася, її у наших чиновників — не густо. І зараз ми опинилися на гігантській купі світового сміття. Тим більше, понадіялися на західні демократії, мовляв, вони нам допоможуть. Насправді ж Захід зацікавлений, аби Україна, Росія, Бєларусь, Казахстан були економічно слабкими, залежними сировинними придатками. Я роблю висновок, що зараз Україна як організм знаходиться в стані клінічної смерті. Тобто, надія є. Але, щоб серце запрацювало, потрібні сильні реаніматори... Відновлюють козацтво, чіпляють дерев'яні шаблі, булавами обвішуються. Проте насправді це — містифікація, карикатура на козацтво. Перед Україною є вибір: стати нацією творців або руйнаторів. Зараз фактично ми руйнатори. Не треба брати за взірець США.Необхідно розраховувати на власні сили. Маємо певну кількість енергетики — інтелектуальної, сільськогосподарської, промислової — давайте використовувати її на благо народу» («Чернігівські відомості», 23.04.93 г.).

Во время похорон отца люди увидели вверху журавлиный клин. Когда тело опускали в землю, птицы над могилой перестроились, будто принимая в строй его душу, и полетели к родным гнездовьям, на восток. А нам остается надеяться, что идеи отца о братстве Духовных Республик свободных народов, объединенных любовью и взаимопониманием, когда-нибудь станут реальностью.

 

Мирослава Бердник

Журнал «Архивы Украины», 2012 г. № 3

Чтобы оставить комментарий Вам надо зарегистрироваться или войти

комментарии   
  •  
  •  

Вселенная Олеся Бердника

34 » 19.09.2012 12:59

Даже самые хорошие мозги и души, пораженные вирусом нацизма, катастрофически деградируют. Личность исчезает.
В детстве зачитывался фантастикой Бердника. Зря он полез в галицайщину, ох зря!

Александр
  • Ukraine

  •  
  •  

RE: Вселенная Олеся Бердника

33 » 25.08.2012 21:58

Цитирую olegif:
А я вот жаловал ). И был настолько всеяден, что даже В.Собко читал. Кряхтел, но читал ). "Марсианские хроники" читал, кстати, на укрмове - это отдельная песня ...
Но Бердника ничего не смог дочитать до конца. Дитя ничё не понимало? Да как сказать...
Нескольких хороших писателей по причине малолетства не оценил, да. Оценил позже.
Но те, кого я тогда определил в графоманы, так для меня графоманами и остались.
Бердника - по рекомендации какой-то из знакомых (хотелось девушке приятное сделать) честно попытался почитать уже в семидесятых. "Ни асилил".
О мёртвых - или хорошо, или правду. Бердник точно был хорошим отцом. Но масштаб его личности, боюсь, Мирослава переоценивает, что для дочери вполне естественно. А писателем он был вообще никаким. Сугубое, разумеется, ИМХО.


В. Собко памятен мне по детским впечатлениям от "Седого капитана". Очень даже интересно было. Правда, с тех пор не перечитывал, может быть сейчас все воспринялось бы по другому!(((

де ля Фер
  • Ukraine  Kherson

  •  
  •  

RE: RE: Вселенная Олеся Бердника

32 » 13.08.2012 09:25

Цитирую Каа:
"А вот случай более сложный: повесть О. Бердника "Катастрофа". На высокоцивилизованной планете Та-ине население порабощено кучкой угнетателей. Великий ученый Ри-о пытается освободить народ. Вот его план (заметим, что на Та-ине техника настолько могущественна что незачем заниматься возделыванием растений: пища делается на заводах): "Надо ускорить ее (планеты) вращение. Надо, чтобы продолжительность суток уменьшилась во много раз. Тогда тело Та-ины не будет успевать раскаляться днем и сильно охлаждаться ночью... Тогда можно будет опять выращивать съедобные растения. Низшие Тайя начнут работать и почувствуют себя не рабами убогих выродков, а хозяевами мира".

Итак, освободитель видит выход в том, чтобы заменить болев высокий способ производства, каким является синтез пищи, на более примитивный. Предположение (в наших условиях), равноценное отказу от автоматики в пользу паровых машин.

Великий ученый высокоразвитой цивилизации, видимо, не знаком с некоторыми азбучными законами исторического материализма. Зато они, следует надеяться, хорошо известны Верднику. Но автор почему-то нигде ни единым словом не показывает абсурдность попытки ученого повернуть развитие средств производства вспять, а следовательно, и порочность саззг мого плана освобождения. Совсем наоборот: из повести следует, что, если бы не борьба угнетателей против ученого, план, бесспорно, удался бы, и рабы, покинув заводы-автоматы, с радостью кинулись бы к плугам, обретя, таким образом, свободу." Сбылась мечта "великого" писателя , чтоб этом убедится достаточно проживать в укрии

Да нет- вы не правы. Пища на заводах и в таблетка - это химия. Человек призывал к натуральной пище. Здоровая пища это не шаг назад. Никак не назад.
−1

Александр Лузан
  • Ukraine

  •  
  •  

RE: Вселенная Олеся Бердника

31 » 05.08.2012 22:21

Мирославу Бердник не знаю, но судя по тем отзывам о ней, которые мне доступны - она честный и порядочный человек. И думаю, здесь не обошлось без влияния отца. То, как подонки и негодяи выталкивали его в диссиденты, дабы иметь в своем арсенале мученика - наглядное свидетельство гнилости и подлости всей той "гвардии", которая стояла у истоков нынешней самостийной Украины. И которая по своему образу и подобию эту державу создала.
+2

странник
  • Ukraine  Dolyna

  •  
  •  

представляет О. Бердника как талантливого художника и фотографа

30 » 04.08.2012 01:10

Ну разве что...
Почему бы и нет?
Поэта Шевченко для меня, к примеру, не существует, но наличие в XIX веке в Россиии весьма небесталанного рисовальщика Т.Шевченко сомнений не вызывает.
+2

olegif
  • Ukraine  Konstantinovka

  •  
  •  

не нам судить писателя, его деятельность и его творчество

29 » 03.08.2012 23:24

Занятно ))). А кому же? Неужто Вселенским Силам Добра?
+1

olegif
  • Ukraine  Konstantinovka

  •  
  •  

фантастику вообще не жаловал

28 » 03.08.2012 23:09

А я вот жаловал ). И был настолько всеяден, что даже В.Собко читал. Кряхтел, но читал ). "Марсианские хроники" читал, кстати, на укрмове - это отдельная песня ...
Но Бердника ничего не смог дочитать до конца. Дитя ничё не понимало? Да как сказать...
Нескольких хороших писателей по причине малолетства не оценил, да. Оценил позже.
Но те, кого я тогда определил в графоманы, так для меня графоманами и остались.
Бердника - по рекомендации какой-то из знакомых (хотелось девушке приятное сделать) честно попытался почитать уже в семидесятых. "Ни асилил".
О мёртвых - или хорошо, или правду. Бердник точно был хорошим отцом. Но масштаб его личности, боюсь, Мирослава переоценивает, что для дочери вполне естественно. А писателем он был вообще никаким. Сугубое, разумеется, ИМХО.
+3

olegif
  • Ukraine  Konstantinovka

  •  
  •  

один из Единых Сенедрионов

27 » 03.08.2012 22:11

Заметьте, что в начале развала Страны народ особенно бросался на «запретное». Эта пряная приправа, эта жареная слава борца с режимом обеспечивала автоматическую раскрутку и миллионные тиражи. То есть был политический заказ – и тексты, сработанные на этот заказ, оценивались не по творческим, а по полит критериям: пусть тупое, но нужное. «Сукин сын, но наш сукин сын». По такому рецепту сварганили великого поэта из Бродского (и даже выбили премию, недаром известную в народе как Шнобелевская) и великого писателя из Солженицына (и тот и другой посредственные, имхо).
Из статьи видно, что и тогда и сейчас из Бердника лепили мученика режима, но сама же Мирослава разоблачает эту ложь – показывает, что его втащили в эту роль насильно. Включали в какие-то списки и петиции без его ведома. Свидомии нужны свои херои, их нужно выкопать или выдумать любой ценой – вот его и подают под соусом борца. Я его слепила из того, что было, а потом что было, то и полюбила. Главное - сидел. Что по доносу своих - умолчат. Скажут - за слово правды супротив москальских окупантив, за нацпот мрию и запэклу боротьбу за незалэжнисть. Уверен, что в Укродоме он подается именно в этой роли - в нимбе мученика и борца с москальскою владою. Сейчас это обязательное условие для шчырого мицця - как совсем недавно партийность.
Спасибо за пересказ еще одного сюжета – это полный атас.
Напомнило великого О.Генри «В то время я был доктор Воф-Ху, знаменитый индейский целитель. В руках у меня не было ничего, кроме «Настойки для воскрешения больных». Настойка состояла из живительных трав, случайно открытых красавицей Та-ква-ла, когда она собирала зелень для украшения национального блюда – вареной собаки… Я - один из Единых Сенедрионов и Явных Монголов Внутреннего Храма... Хромые начинают говорить, а слепые ходить, как только я сделаю пассы... ну и т.д.» :lol:
+3

Сергей Игнатов
  • Ukraine  Kiev

  •  
  •  

Спасибо.

26 » 03.08.2012 13:41

Спасибо, Андрей, за Ваше предисловие и за статью Мирославы Бердник. Этот материал заставил вспомнить конец 80-х и интереснейшие встречи и лекции, которые организовывал Олесь Бердник. Знаю из первых рук, как много нечестных людей окружало писателя, многие из которых, впоследствии, сделали немалые состояния, используя известность Олеся на Западе и его огромный авторитет. И еще: не нам судить писателя, его деятельность и его творчество. Тогда было совсем другое время. Но даже отрывок из статьи Олеся Бердника, напечатанной в Черниговских Ведомостях, да и сама статья Мирославы Бедник свидетельствуют о том что и отец и дочь - люди чести, высоких идеалов и большого мужества.

zadereika
  • Не определено

  •  
  •  

RE: Вселенная Олеся Бердника

25 » 02.08.2012 19:38

"А вот случай более сложный: повесть О. Бердника "Катастрофа". На высокоцивилизованной планете Та-ине население порабощено кучкой угнетателей. Великий ученый Ри-о пытается освободить народ. Вот его план (заметим, что на Та-ине техника настолько могущественна что незачем заниматься возделыванием растений: пища делается на заводах): "Надо ускорить ее (планеты) вращение. Надо, чтобы продолжительность суток уменьшилась во много раз. Тогда тело Та-ины не будет успевать раскаляться днем и сильно охлаждаться ночью... Тогда можно будет опять выращивать съедобные растения. Низшие Тайя начнут работать и почувствуют себя не рабами убогих выродков, а хозяевами мира".

Итак, освободитель видит выход в том, чтобы заменить болев высокий способ производства, каким является синтез пищи, на более примитивный. Предположение (в наших условиях), равноценное отказу от автоматики в пользу паровых машин.

Великий ученый высокоразвитой цивилизации, видимо, не знаком с некоторыми азбучными законами исторического материализма. Зато они, следует надеяться, хорошо известны Верднику. Но автор почему-то нигде ни единым словом не показывает абсурдность попытки ученого повернуть развитие средств производства вспять, а следовательно, и порочность саззг мого плана освобождения. Совсем наоборот: из повести следует, что, если бы не борьба угнетателей против ученого, план, бесспорно, удался бы, и рабы, покинув заводы-автоматы, с радостью кинулись бы к плугам, обретя, таким образом, свободу." Сбылась мечта "великого" писателя , чтоб этом убедится достаточно проживать в укрии
+4

Каа
  • Не определено

  •  
  •  

RE: Вселенная Олеся Бердника

24 » 02.08.2012 18:46

Мирославу Бердник уважаю, книги её отца читал с интересом и для того времени они были не стандартны- не жалею о потраченном времени. Западная фантастика более закручена и продумана, но нередко - грязна. Мирослава может гордиться отцом.

Отвал
  • Ukraine  Kharkov

  •  
  •  

RE: Вселенная Олеся Бердника

23 » 02.08.2012 14:17

Ну что сказать...во многом согласен с оценкой Сергея Игнатьева. В воспоминаниях - о том, как объездили полстраны,организовы вали "экспедиции", как "жили широко", да и возвращались не куда-либо, а в Киев, где выданная властью квартира реальной (нынешней) стоимости сотни тысяч долларов... А за что - ничем не блещущему "фантасту", чьи книжки сегодня оценятся разве что на вес во "вторсырье"? За "идеализм"? Советская власть организовывала литературных тусовщиков, хорошо их оплачивая. И дело не в в её беспредельной "доброте", а политике: нашим по серьге, вашим по кнуту. И не важно, что "наши" не блистали литературными талантами, но они, пусть при некотором разнообразии тональности, вписывались в номенклатурную программу, и даже при отклонении от заданного направления имели шансы на последующее покаяние и возврат в лоно с прощением грехов. А вот "ваши", те, кто старался беречь принципы (а следовательно и честь) вычислялись сразу - на нюх - и подавлялись в зародыше. Им, чужим в той гнилой, фальшивой атмосфере, оставляли не столичные квартиры и денежки литфонда, а места в кочегарках, дворницких, а путешествие если и предоставляли, то куда-либо на Крайний Север. И - молчание, запрет на любую попытку быть услышанным (действующий и по сей день).Чем подбитая гнильцой власть отсекала всё свежее, талантливое, размножая тусовочныо-прагматических гнилостных червячков. которые в конце-концов её же и съели. А на местах, особенно здесь, на Украине эта гниль процветала буйной плесенью, отсекая чужих (особенно русскоязычных) и вытягивая за уши "своїх хлопців", от литературно-тычиновых до церковно-филаретовских. И сегодня тусовка продолжает разростаться, подпитываясь гнильём. Кто вспомнит тех, задавленных ею втихую за многие десятилетия? Зато о них, обласканных и пригретых, сегодня (модно!) проливают слёзы. как о "пострадавших от власти" их друзья и потомки... :-x
+5

ovod
  • Ukraine  Nikolaev

  •  
  •  

RE: Александр Лузан

22 » 02.08.2012 00:27

Цитирую Анна:
А я до сих пор не могу понять, за что запретили Стругов?


А Вы почитайте "Комментарии к пройденному: БНС" (на либрусеке есть)
Там есть. О каждом произведении.

Таис
  • Ukraine

  •  
  •  

RE: Вселенная Олеся Бердника

21 » 01.08.2012 23:19

Цитирую Сергей Игнатов:
... Дал советской власти 3-4 тощих книжонки дрянных виршикив уродскою ридною мовою...

Повторюсь, что с творчеством Бердника не знаком и не могу о нем судить. Но с интересом прочёл критику его коллеги фантаста Дмитрия Биленкина «Фантастика и подделка» http://readr.ru/dmitriy-bilenkin-fantastika-i-poddelka.html?page=1#
1965 год - время споров "лириков и физиков" :-)
+2

Evgeniy
  • Ukraine  Kharkov

  •  
  •  

дебет-кредит или деликатная взаимность вранья

20 » 01.08.2012 21:52

Возвращаясь мысленно к тому укр стихотворцу, пробую свести дебет с кредитом - сколько он дал и сколько взял. Дал советской власти 3-4 тощих книжонки дрянных виршикив уродскою ридною мовою. Взял за них от нее по максимуму – бесплатная учеба на полном пансионе, квартира минимум 200тыс дол, куча денег на разных кормных должностях (в том числе на дип службе успел побывать в статусе великого литератора и партийца), льготы, прокорм-проезд, бесплатные санатории, дома отдыха, спецклиники, дача, распределители. И все местные мыцци такие же, все эти драчи, павлычки и яворивские. И этот дрянной народец еще имеет нахальство и подлость проклинать власть, которая ему столько дала.
Странно еще, что она так долго протянула при таких затратах и прибылях на вложенный капитал.
Дебет-кредит Бердника пусть подсчитают те, кто его читал, давился и стоял в проходах на выступлениях и якобы лез друг другу на плечи (как утверждается в статье), чтобы его послушать. Где сейчас все эти фанаты? И любопытно, сколько сейчас стоят его книги на Петровке в мотлохе букинистов. Впрочем, такой товар, да еще на неходовой дермове, они вряд ли вообще берут на реализацию - он идет на вес по цене макулатуры.
Почему бы честно это не признать, а не заходиться в притворных восторгах – притворство это тоже разновидность коррупции, по которой окраина сейчас не знает себе равных. Эту склонность Достоевский определил так: «Деликатная взаимность вранья есть почти первое условие русского общества – всех русских собраний, вечеров, клубов, ученых обществ и проч.»
+4

Сергей Игнатов
  • Ukraine  Kiev

  •  
  •  

RE: Вселенная Олеся Бердника

19 » 01.08.2012 21:03

Цитирую Lunev:
Evgeniy, вы всё правильно сказали, но ложь всегда просчитывается. Ющенко говорил о папе хорошо, но кто такой Ющенко мы знали и о папане справки навели.

И ложь просачивается, и правда просачивается... Но дети всегда будут говорить о своих родителях хорошо, или по крайней мере лучше чем они были на самом деле. Только не нужно искать тут намёков на Мирославу, хотя бы потому, что я не знаю человека.
А реальная жизнь, есть реальная жизнь. Любой из нас совершал поступки за которые всегда будет стыдно.
+1

Evgeniy
  • Ukraine  Kharkov

  •  
  •  

Evgeniy

18 » 01.08.2012 20:50

Evgeniy, вы всё правильно сказали, но ложь всегда просчитывается. Ющенко говорил о папе хорошо, но кто такой Ющенко мы знали и о папане справки навели.
+1

ЗЫ
  • Ukraine

  •  
  •  

RE: Вселенная Олеся Бердника

17 » 01.08.2012 20:37

Цитирую Lunev:
Evgeniy, во-первых, Дзюба - не Бердник. Я Мирославу читаю, знаю её позицию, где-то не разделяю её левых взглядов, но в целом это адекватный, доброжелательный, образованный человек. Дзюбу я не знаю, но думаю, что не ошибусь - сравнивать его с Мирославой не уместно. Во-вторых, деятельность Бердник известна, как и то, как он и чем он жил.

Я что-то не так сказал? Разве Ющенки не писали о своём предке хорошо? И потомки Дзюбы тоже написали бы гуд о своём (может быть уже и писали, не в курсе). Зачем мне кого-то сравнивать, тем более, что я не знаю ничего ни о Берднике ни о Дзюбе и прочих? Статья мне показалась интересной в качестве описания той атмосферы. А как и что там было на самом деле с конкретными персонажами, за полную достоверность даже Вы не сможете поручиться.
+5

Evgeniy
  • Ukraine  Kharkov

  •  
  •  

Evgeniy

16 » 01.08.2012 19:44

Evgeniy, во-первых, Дзюба - не Бердник. Я Мирославу читаю, знаю её позицию, где-то не разделяю её левых взглядов, но в целом это адекватный, доброжелательный, образованный человек. Дзюбу я не знаю, но думаю, что не ошибусь - сравнивать его с Мирославой не уместно. Во-вторых, деятельность Бердник известна, как и то, как он и чем он жил.
+1

ЗЫ
  • Ukraine

  •  
  •  

RE: Вселенная Олеся Бердника

15 » 01.08.2012 19:28

Цитирую Lunev:
...То что Мирослава написала - прочитал с интересом. Время есть, судьба есть, история есть... А что ещё надо? Дочь не могла написать об отце иначе и это правильно. ..

Потомки Дзюбы тоже написали бы ... Ющенки, например, о своём папашке и кофе.
−1

Evgeniy
  • Ukraine  Kharkov

  •  
  •  

вообще

14 » 01.08.2012 17:12

вообще, мухи отдельно, котлеты отдельно... Человек творил, он был популярен, книги его покупали - это одна история. Вопрос качества литературы надо переадресовать к качеству читателя... Я лично писателя Бердника не читал, как и фантастику вообще не жаловал... СССР для всех писателей, втч "советских" из РСФСР создавала комфортные условия. На эти "условия" слетались все и везде... но столько сволочи, сколько было и есть в среде укроинтелихенции стоит ещё поискать... Гнобили всех талантливых, стучали на всех и вся, выслуживались перед партией и её же предали... Сам я далёк от митцив, не зацепил это время, но "старшие товарищи" из театральной и киношной среды рассказывали байки... Болото, хуже московского...

То что Мирослава написала - прочитал с интересом. Время есть, судьба есть, история есть... А что ещё надо? Дочь не могла написать об отце иначе и это правильно. Другого Бердника мы не узнаем, а если узнаем, то только от тех стукачков, которые его и топили. Ясно одно, это был редкий идеалист-романтик, часто встречающийся в украинской среде... Его противниками были подонки и приспособленцы... Насколько я слышал, Бердник на власть не гадил... Может что-то пропустил, ну а изменить жизнь к лучшему, разве это порок? Тем более, надо знать власть, жизнь в СССР...

PS. Думаю запретили не Стругов, а Бердника....
+5

ЗЫ
  • Ukraine

  •  
  •  

Александр Лузан

13 » 01.08.2012 16:21

А я до сих пор не могу понять, за что запретили Стругов?
+1

Анна
  • Ukraine  Kharkov

  •  
  •  

RE: котячьи каты катувалы

12 » 01.08.2012 16:18

Цитирую Сергей Игнатов:
Видите, а нам врут, что «радяньска влада прыгнычувала украйынську мову, русификувала и катувала». Вот так – широко и красиво – жил рядовой, средний «украйынськый пысьмэнник»-фантаст. Сюжет одной из его книг упомянут здесь и поражает своим холуйством и ходульностью:


Знаете Сергей. Я в Советское время читал и Бредбери и Бердника. Причем Бердника достал с трудом. Когда его уже запретили и из библиотек изымали его книги - пару просто стырил оттуда -куда их выбросили. И мне понравилось. Они просто разные Бердник и Бредбери. А главное никак не мог понять за что же его запретили. Наверное за то, что герой посетил Говерлу, а не мавзолей на Красной площади. Возможно в этом власти усмотрели украинский национализм.
+1

Александр Лузан
  • Ukraine

  •  
  •  

котячьи каты катувалы

11 » 01.08.2012 15:40

Цитата:
изъездила, наверное, половину Советского Союза. Мы побывали в горах Алтая, Памира, Тянь-Шаня, в пустыне Кара-Кум, в крепостях Сванетии и в Эчмиадзине… Он жил широко и красиво. Мог, когда мама спросила его, «что такое шерри-бренди», утром сесть в московский самолет и к вечеру… угостить ее этим напитком… Шестидесятые — начало семидесятых — период бурного творческого успеха. В год выходили 1—2 книги, путешествия, многочисленные выступления…

Видите, а нам врут, что «радяньска влада прыгнычувала украйынську мову, русификувала и катувала». Вот так – широко и красиво – жил рядовой, средний «украйынськый пысьмэнник»-фантаст. Сюжет одной из его книг упомянут здесь и поражает своим холуйством и ходульностью: «главный герой которого в составе первой экспедиции объединённого человечества в качестве представителя Союза Советских Коммунистических Республик перед полётом в другую галактику поднимается на Говерлу, чтобы положить цветы к памятнику Украины-Матери». Сам я умову не читаю, но охотно верю деликатному отзыву Таис – «наивный».
Иначе говоря – порожняк, как и все то, что штамповали украйынськы пысьмэнникы тогда и сейчас.
Если я ошибаюсь, то почему имя фантаста Бердника менее известно в мире, чем Бредбери (звучит почти так же, не правда ли?) или Шекли?
Карьера писателя тогда была выгодней, чем сейчас роль депутата. Пеки, как пирожки, дешевые поделки – и преуспевай. Их качество никого не интересует, все заранее проплачено. Вступление в спылку пысьмэнникив гарантировало квартиру в центре столицы, постоянный недурной доход, штамповку «творив» по 1-2 штуки в год, дачи, дома отдыха, распределители – высокое благосостояние, короче. Вот почему так бурно расплодились при советской власти эти полубезумные престарелые мыцци, которые ныне беснуются от ненависти к ней. Она их щедро содержала: в бюджете Союза выделялись огромные средства на кормление нац культур. Книги штамповались многотысячными тиражами и сплавлялись в библиотеки, школы и книжные магазины, откуда и поступали в свой срок на макулатуру. (Мало того – нацменов обслуживала еще целая индустрия переводов по особой статье бюджета. Лично знал одного московского поэта, который очень густо зарабатывал переводами нац книг).
Ныне вся эта нац спилка старых козлов вряд ли издает больше 1-2 «кныжок» в год – да и то на грязные «дияспорные» деньги – это плата за предательство, иудины сребреники. Их твариные «твори» никто не читает и не покупает, потому их насильно впаривают в школы и сельские библиотеки по советской привычке.
Я был личным свидетелем преуспеяния в 80е одного лит прохиндея, весьма бесталанного стихотворца. Окончив московский лит институт по негласной нац квоте, он вернулся в Киев, стремительно переключился на мову ради карьеры («поклыкала стыхия риднои мови»), влез в какой-то умовный журнал и уже через год въехал в новую кв-ру на ул Чкалова, ныне О.Гончара. Катался как сыр в масле – преуспевает и сейчас, правда уже под другим флагом, естественно.
Все они такие – предатели. Даже разбирать неинтересно, кто из них белее и пушистей, кто чернее. Если послушать их родных и близких, все они великие таланты, бессребреники и страдальцы, все они жертвы завистников.
На самом же деле я убежден – на мове не может быть создано ничего великого. Она слишком убогая, искусственная и вторичная - полупольская, слишком бедна выразительными средствами. Нельзя негодным и тупым инструментом сотворить шедевр.
+9

Сергей Игнатов
  • Ukraine  Kiev

  •  
  •  

Lunev

10 » 01.08.2012 15:21

Сергей, таких людей не может быть много в любом обществе, но они обязательно должны быть...В такие моменты всегда вспоминаю фразу одной тётки из Миасса ( неуважаемой за её сектантскую деятельность), но по-моему попавшей прямо в точку: "Мы всегда охотно и пафосно говорим о кастрюлях, а при разговоре о звёздах - краснеем, прячем глаза, стесняемся, боимся быть осмеянными и непонятыми."
+4

Анна
  • Ukraine  Kharkov

  •  
  •  

Анна

9 » 01.08.2012 14:58

Анна, отчасти согласен... только отчасти. МИРОВОСПРИЯТИЕ МИРОСЛАВЫ мне симпатично, но на мой "рабочий мозг" оно не перестаёт быть утопичным по своей сути. Мне кажется склонность к всевозможным утопиям, социализмам-коммунизмам-анархизмам - есть отличительная черта украинцев. Они витают в облаках, вне зависимости от того, поддерживают ли они коммунистов или националистов. До земли они не достают, так как всецело находятся на небе...
+4

ЗЫ
  • Ukraine

  •  
  •  

Lunev

8 » 01.08.2012 14:52

Мне кажется, что "украинство" Бердника совсем другого качества, нежели свидомизм. Доказательством этому служит МИРОСЛАВА и её МИРОВОСПРИЯТИЕ! Если бы это был свидомизм - оголтелый, шароварный, пустой и гонористый, то у нас с вами не было бы ВАРЯГА!
+1

Анна
  • Ukraine  Kharkov

  •  
  •  

RE: Вселенная Олеся Бердника

7 » 01.08.2012 14:47

Спасибо Андрею и Мирославе! Текст Мирославы об отце - пример такой подачи информации, где между строк гораздо больше, чем в строке, где за каждой репликой Олеся Бердника, приведенной дочерью, таится такая вселенская глубина личности, что на фоне публичных мытцив-совестейнации Олесь Бердник выглядит украинским махатмой...
+1

Анна
  • Ukraine  Kharkov

  •  
  •  

RE: Вселенная Олеся Бердника

6 » 01.08.2012 14:37

Цитата:
...16—22 июля 1990 г. в Коломые был проведен Всемирный собор духовной Украины. На нем присутствовало более 100 тысяч делегатов...

Что-то цифра настораживает. В Коломые всего 70 тыс. жителей. Где и как такое количество гостей можно принять?
Про самого Бердника ничего сказать не могу т.к. с его творчеством не знаком. Для меня статья интересна тем, как описывается украинская писательская среда. Флюгер так за ветром не успевает... :-)
+4

Evgeniy
  • Ukraine  Lviv

  •  
  •  

Выставка

5 » 01.08.2012 12:35

Кстати. Для тех, кому интересно.

С 30.03.2012 по 31.08.2012 в помещении Центрального государственного архива-музея литературы и искусства Украины состоится открытие документально-книжной выставки «Вселенная Олеся Павловича Бердника (1926-2003)», посвященной известному украинскому писателю-фантасту, философу и общественному деятелю.

Экспозиция подготовлена по инициативе Государственной архивной службы Украины и дочери писателя Мирославы (всего около 250 архивных документов, экземпляров печатных изданий, произведений живописи, музейных предметов и т.п.).

В рамках выставки, которая будет включать восемь разделов, будут широко представлены фотографии О. Бердника разных лет (индивидуальные и в группах), документы семьи писателя; переписка с родными (большой блок составляет переписка с дочерью Мирославой во время второго ареста писателя), рассекреченные дела следствия КГБ над О. Бердником и те, которые связаны с обоими его арестами (соответственно 1949 и 1979 гг.).

Среди документов литературной деятельности О. Бердника - издательские и редакционные экземпляры рукописей, несколько поэтических автографов, газетные и журнальные публикации.
1970-е годы в жизни Олеся Бердника обозначены скандальным исключением из СПУ (1973 г.) и образованием вместе с Николаем Руденко и Оксаной Мешко Украинской Хельсинской группы (1976 г.).

Оба события отражены в экспозиции. Наибольшее количество документов связана с реализацией дела жизни А.П. Бердника - образованием в 1989 г. общественной организации «Украинская Духовная Республика», которая проводила ежегодные Всемирные соборы Духовной Украины.

Последний блок выставки представляет О. Бердника как талантливого художника и фотографа. Представляются живописные и графические портреты родных, «мистические» пейзажи, многочисленные зарисовки на письмах и открытках к дочери Мирославы; фотоработы с видами Кийлов подобное.

Дополнительная информация по тел.: +380 44 2784481, +380 44 2784985.
+2

Андрей Ваджра

    •  
    •  

    воспоминание о книгах

    4 » 01.08.2012 12:00

    Помню, читала его в "позднем детстве". Даже тогда он показался мне наивным...

    ...А воспоминания... СПАСИБО!
    +2

    Таис
    • Ukraine

    •  
    •  

    RE: Вселенная Олеся Бердника

    3 » 01.08.2012 11:56

    Очень нужная и всегда актуальная публикация. А. Ваджра прав: жизнь и деятельность Олеся Бердника - одновременно и ключ к пониманию происходящих на Украине процессов и приговор свидомизму, как явлению массового предательства возведенному в ранг государственной политики.
    +6

    неОн
    • Не определено

    •  
    •  

    RE: Вселенная Олеся Бердника

    2 » 01.08.2012 10:39

    Честный, но наивный человек в окружении проходимцев. Судьба...
    +5

    Борис
    • Ukraine  Kiev

    •  
    •  

    хороший материал

    1 » 01.08.2012 09:51

    Хороший материал. Полезный. У меня двоякое отношение к Берднику, с одной стороны симпатия, отчасти благодаря Мирославе, поскольку её я знаю лучше... С другой стороны, он варился в "соку украинствующих", которых я не понимал и не пойму никогда. Его окружали редкие прохвосты, если не сказать подонки, он с ними общался, дружил и... ??? В моей голове не укладывается, как можно жизнь прожить с такими товарищами? А были ли там другие? Почему украинство такое гнилое?

    NB. Конечно, я могу объяснить "почему", но от этого легче не станет... Станет хуже
    +9

    ЗЫ
    • Ukraine

    Факты

    Последние

    Популярные

    Избранное

    РАСПАД: Украинский лимитроф в геополитическом раскладе Евразии - 1

    РАСПАД: Украинский лимитроф в геополитическом раскладе Евразии - 1

    Сама по себе Украина не имеет значения ни в политическом, ни в экономическом, ни в технологическом, ...

    «Староукраинский» язык «конституции» Филиппа Орлика

    «Староукраинский» язык «конституции» Филиппа Орлика

    Во-первых, выясняется, что Пылып Орлик и не подозревал, что он – Пылып! И начало документа, и личная...

    РАСПАД: Ложь украинской евроинтеграции

    РАСПАД: Ложь украинской евроинтеграции

    Годы независимости, так или иначе, отождествляются в массовом сознании населения с разрухой, обнищан...

    РАСПАД: Двадцатилетие суицидальной лжи - 1

    РАСПАД: Двадцатилетие суицидальной лжи - 1

    Мы привыкли существовать в состоянии вялотекущего конца света в отдельно взятой стране. И при этом к...

    Позвольте Украине самоубиться

    Позвольте Украине самоубиться

    С Украиной не надо сражаться. Украина уже давно сражается. Сама с собой. Причём с дикой яростью и ос...

    К украинской проблеме

    К украинской проблеме

    Единая русская культура послепетровского периода была западнорусской, украинской по своему происхожд...

    Что должен знать каждый об украинцах

    Что должен знать каждый об украинцах

    Украинцы — это партия, куда принимают, записывают, исключают, вычеркивают по партийному, а не по нац...

    Клинический случай свидомизма

    Клинический случай свидомизма

    «Свидоми» сами перекрывают себе доступ к информации, отрицающей их догмы. Они не читают книги и стат...

    Эксперты США утверждают, что для 83% украинцев родной язык – русский

    Эксперты США утверждают, что для 83% украинцев родной язык – русский

    Уже сейчас можно со всей очевидностью констатировать, что ПОДАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ НЕ ЖЕЛ...

    К вопросу об украинском коллаборационизме

    К вопросу об украинском коллаборационизме

    Один из сегодняшних ученых-бандерофилов М.Коваль сильно сокрушался: дескать, немцы так подставили св...

    Украинский кризис глазами грека

    Украинский кризис глазами грека

    После распада СССР, в этой парадигме мышления Россия сама отдала на откуп украинским националистам ч...

    Убийственная «злука» двух украйн

    Убийственная «злука» двух украйн

    Малороссы и галицийцы… разные генетически, антропологически, культурно и духовно. В силу исторически...

    Как произошло слово «украинцы»

    Как произошло слово «украинцы»

    Костомаров в 1874 г. писал: «В народной речи слово «украинец» не употреблялось и не употребляется в ...

    Календарь

    Теги

    Ukraina как геополитический
    проект Запада
    UKRAINA: от мифа к катастрофе авиапром АЛЬТЕРНАТИВА альтернатива проекту Ukraina антисемитизм антихристианство армия Ассоциация с ЕС Афганистан бедность безвиз Белоруссия Бильдербергский клуб Ближний Восток Болгария Венгрия Виктор Янукович Владимир Путин власть ВО Свобода война вооружения ВТО выборы Газпром галицийская окрэмишньость Галиция гастарбайтеры гендерное и сексуальное геополитика Германия глобализация ГМК Украины голодомор Греция Грузия двойное гражданство деградация демография демократия денацификация Дмитрий Медведев Донбасс Евразийский союз евроинтеграция Евромайдан Европейский Союз журналистика западное общество здравоохранение Зона свободной торговли с ЕС идентичность идеология идеология свидомизма империя интервью Иран искусство история как и зачем создавали мову как придумывали и создавали
    украинцев
    Католическая церковь Китай клуб «Альтернатива» коррупция кризис криминал Крым культура культурное единство
    великорусов малорусов и
    белорусов
    Латвия Латинская Америка либерализм Ливия Литва литература личности манипуляция сознанием массовые беспорядки машиностроение Украины МВФ методы миграция мировой кризис мораль НАТО наука Нафтогаз неонацизм несостоявшееся государство нефть Новороссия НПО образование общество потребления общечеловеческие ценности олигархи оранжоиды ОУН и УПА Польша поэзия православие Православная церковь предательство прибалтика природный газ провокация происхождение и значение
    слов москаль и Московия
    происхождение и значение
    слова Малороссия
    происхождение и значение
    слова Русь
    происхождение и значение
    слова украинец
    происхождение и значение
    слова украйна
    промышленность Украины психология психология свидомого
    украинца
    равенство и неравенство РАСПАД революция режим Зеленского режим Порошенко режим Януковича реформы Россия русофобия Русская весна Русский Дух Русский Мiр русский национализм русский язык свобода слова Святая Русь сельское хозяйство сепаратизм Сербия симулякры Сирия система образования сланцевый газ СМИ Советский Союз сопротивление социальная солидарность социальная сфера специальные операции спецслужбы стратегия США Талергоф и Терезин Таможенный союз Тарас Шевченко терроризм Трамп Турция украинизация украинский национализм украинский неонацизм украинский язык фашизм федерализация философия финансовая система финансы Украины ФРС химпром Украины цветные революции церковь ЦРУ экономика элита энергетика Эстония этническое единство
    великорусов малорусов и
    белорусов
    юмор
    Вы находитесь здесь Материалы Литература Вселенная Олеся Бердника