Альтернатива

  • Увеличить шрифт
  • Обычный шрифт
  • Уменьшить шрифт

Белоруссия в планах России

11 Марта 2019 Ростислав ИщенкоРостислав Ищенко
Просмотров 9217
Оценить
(164 голоса)
Белоруссия в планах России

После февральских переговоров Владимира Путина и Александра Лукашенко земля начала полнится слухом о скором начале процесса политической интеграции Белоруссии в Россию. Президент Белоруссии вынужден был даже опровергать эту информацию в ходе своего ежегодного общения с прессой. Впрочем, вопреки традиционной лукашенковской прямолинейности, не оставляющей места для различных трактовок, в этот раз Александр Григорьевич был на удивление неконкретен и противоречив. С одной стороны, заявил, что давным-давно «наелся президентства», что дети его на высший пост в стране не претендуют и что Белоруссия, как никакая другая постсоветская страна близка России и продолжает идти по пути интеграции. С другой, тут же объяснил, что в России привыкли иметь дело с ним, и другого партнёра не воспримут, что белорусский народ дорожит собственным государством и речь о поглощении его Россией не идёт, ну и далее, как обычно о «стремлении к равноправию» со сверхдержавой, обеспечивающей само существование Белоруссии, как в военно-политическом, так и в финансово-экономическом смысле.

 

Самое интересное, что всё это правда, несмотря на явные противоречия. Действительно сформировавшаяся за десятилетия независимости белорусская элита дорожит собственным государством. Само его существование обеспечивает ей формальное равенство с другими национальными элитами, в то время, как в отсутствии собственной государственности они были бы не больше, чем провинциальными управленцами. Белорусская элита действительно пытается добиться не только формального, но и реального равенства с российской. Двадцать лет назад, когда активно создавалось Союзное государство России и Белоруссии, белорусская элита планировала достичь этого равенства путём создания союзной надстройки, в которой голос Белоруссии был бы равен голосу России. Ещё большие надежды связывались с гипотетическим избранием Лукашенко президентом Союзного государства. Ельцин, действительно, выглядел слабым конкурентом, он уже утрачивал нити контроля над российской политикой. Путина ещё никто не знал и даже кратковременный взлёт Примакова ещё не состоялся. Так что надежды за занятие белорусским президентом высшего поста в союзе были не беспочвенны. Естественно, белорусская элита небезосновательно рассчитывала, что свой президент не забудет и свою команду, ибо на кого же опираться, как не на свои, проверенные кадры.

Когда стало ясно, что проект Союзного государства не будет развиваться по белорусским лекалам и что российская элита не собирается пускать белорусских партнёров в свой огород, реальное равенство в глазах белорусской элиты стало выглядеть, как возможность в условиях полной экономической зависимости от России проводить абсолютно независимую внешнюю политику, не учитывающую российские интересы.

В свою очередь, российскую элиту интеграция с Белоруссией интересовала не как способ присоединить к России ещё 6-7 субъектов и десяток миллионов дополнительного населения, но как возможность установить контроль над белорусской промышленностью, которая была связана с российской тысячами нитей, работала преимущественно на российский рынок, но жила по иным правилам, что мешало полноценной эффективной кооперации. Постепенно, обуславливая дальнейшую материальную поддержку белорусской государственности уступками Минска в экономической сфере, Россия добилась продажи «Газпрому» белорусской ГТС. В других областях успехи были поскромнее.

Часть белорусской элиты попыталась противостоять российским планам, разыгрывая карту переориентации на ЕС, а также поддерживая маргинальные националистические движения у себя в стране. Националисты «проевропейской ориентации» (на деле обычные русофобы) стали получать очевидную государственную поддержку. Их информационное, а со временем и политическое влияние оказалось гораздо выше реальной общественной поддержки их идей.

Но разворот Белоруссии на Запад по украинскому образцу оказался невозможным в силу нескольких причин. Во-первых, сам Александр Лукашенко и значительная часть белорусской элиты (в основном силовиков) не могли получить сколько-нибудь серьёзные гарантии учёта их интересов при смене курса. Наоборот, было очевидно, что если не сразу, то со временем их выбросят из политики, а возможно и уголовные процессы против них организуют. Так поступили «демократы» в Восточной Европе, так произошло на Украине и в Молдавии, почему же в Белоруссии должно быть по-другому.

Во-вторых, Запад не был готов обеспечить белорусскую промышленность рынками сбыта взамен российского и заместить российские предприятия в технологических цепочках, а Лукашенко, как к нему не относись, всё же хозяйственник и в меру своего понимания развивающихся мировых процессов об интересах страны и её экономики радеет.

В-третьих, белорусский «евроориентированный» национализм – явление верхушечное, во многом искусственное. Для того, чтобы развиться и стать серьёзным фактором общественной жизни ему надо ещё минимум лет десять тепличной жизни под государственным крылом. А этого времени у него нет. Нет в Белоруссии и компактного территориального националистического заповедника вроде украинской Галиции. В целом пророссийские настроения в белорусском обществе значительно сильнее, чем были на Украине.

В-четвёртых, после провала украинской авантюры, Европа, которая в Киеве таскала из огня каштаны для США, а потом оказалась отстранена от влияния на украинскую политику и вынуждена нести серьёзные финансовые потери из-за навязанных США антироссийских санкций и контрсанкций, оказалась не готова запустить украинский сценарий ещё и в Белоруссии. ЕС сейчас не до авантюр, о собственных проблемах надо думать.

Так и вышло, что внутриполитические силы, нацеленные на разворот Белоруссии от России, оказались достаточно слабы и не имели опоры в обществе. Европа же отказалась от поддержки планов переориентации Белоруссии, а без европейской поддержки, местные «евроинтеграторы» развернуть корабль белорусской государственности не могут. Это, конечно, не значит, что европейского вмешательства нет вообще. Польша и прибалты безусловно пытаются разыгрывать белорусскую карту. Но без поддержки Евросоюза в лице Парижа и Берлина, сами они могут только обеспечивать тренинги и прокорм маргинальных националистических активистов, в расчёте на то, что в будущем ситуация изменится и можно будет попытаться сделать из Белоруссии вторую Украину.

К настоящему времени белорусская элита оказалась перед нарастающим давлением России, требующей учитывать её интересы, при формулировании белорусской внешней политики, а также активно продвигающей тезис экономической интеграции и унификации правил игры. Опереться на европейскую альтернативу не удалось, а в одиночестве Белоруссия устоять не может, потому как братство братством, но в обмен на свою поддержку Россия желает получать конкретные материальные преференции.

В то же время, Россия не претендует на немедленное включение Белоруссии в свой состав, готова и впредь уважать суверенитет и не ограничивать политическую власть белорусской элиты на её национальной территории.

То есть, когда Путин и Лукашенко три февральских дня вели сложные переговоры в Сочи, речь шла в основном о вопросах экономической интеграции. Это же подтверждается и составом привлечённых к переговорам с обеих сторон министров. И явно читавшееся на лицах двух президентов удовлетворение исходом переговоров, как раз и связано с тем, что каждый получил желаемое. Для Лукашенко принципиальным является сохранение его политической власти и он узнал, что на неё никто не посягает и Москва вовсе не против, чтобы он баллотировался в президенты ещё раз и даже ещё много раз. Для Путина принципиальным был вопрос экономического взаимодействия и установления единых правил игры для российского и белорусского бизнеса на всём общем экономическом пространстве. И похоже, что Лукашенко согласился на серьёзные уступки.

Отсюда и его заявления о том, что он бы и не прочь отдохнуть от президентства, которым «наелся», но Россия мол, будет разговаривать только с ним. Конечно,  если Александр Григорьевич дал определённые обещания, то Москва заинтересована в том, чтобы он их и выполнял. Мало ли что придёт в голову другому президенту.

Такой подход традиционен для современной российской политики. После того, как устанавливаются единые правила игры, более сильная российская экономика постепенно поглощает и растворяет в себе более слабые. Если же экономика у вас по сути дела становится единой, то вопрос о политической власти является вторичным. Кто скажет, что Болгария не суверенное государство? Тем не менее, Германия, Франция и Италия решают вопрос о приоритетах ЕС, а София только выполняет «общеевропейские» решения.

И нет никакой необходимости пугать и раздражать национальные элиты, как огня боящиеся потерять «независимое» право быть «таким же» министром или депутатом, а не подчинённым региональным чиновником. Проблема, с которой национальные элиты рано или поздно сталкиваются заключается в том, что в условиях общего экономического пространства, суверенные национальные государства не в состоянии обеспечить своему населению уровень жизни, сопоставимый с российским. Как результат, экономически активное население, пользуясь открытостью рынка труда, начинает перебираться в Россию. В конечном итоге, по совершенно объективным причинам, национальные элиты сами придут к осознанию необходимости более тесной политической интеграции, вплоть до создания реально единого государства. Но, поскольку Россия не планирует создавать ограничивающие её суверенитет в пользу «братских народов» надстройки, речь может идти только о той или иной форме (область, автономия, федеральный округ) вхождения в состав России. И, кстати, не факт, что когда очередная национальная элита осознает необходимость возвращения в состав РФ, её (вместе с её государством) радостно и безоговорочно примут. ЕС требовал от вступающих соответствовать определённым нормам. Россия в будущем также может потребовать от желающих присоединиться выполнения «домашнего задания».

В любом случае, пример «абсолютно независимой», разорвавшей с Россией все возможные связи, кроме жизненно необходимых, полностью ориентированной на Запад Украины убедительно показывает, что для постсоветских стран существует только один выбор: быть с Россией или не быть вообще. Причём уничтожают они себя сами, своими руками, без какого-либо российского вмешательства в процесс. Ну а те, кто выбрал быть с Россией, очень быстро понимают, что выгоднее быть в России. Правда, не всех берут.

 

Ростислав Ищенко,

специально для alternatio.org

Чтобы оставить комментарий Вам надо зарегистрироваться или войти

комментарии   
  •  
  •  

RE: RE: Белоруссия в планах России

9 » 11.03.2019 22:46

Цитирую Л.Майденко:
И в чём разница Ваших слов от сказанного мною?
В количестве знаков?


В том что Блр не является никаким буфером и никогда не являлась. Она может попробовать стать чем-то похожим в ближайшем будущем. Но все эти годы получала призы и ништяки в основном за красивые глаза и заявления
−1

Michael1239
  • Russia

  •  
  •  

RE: Белоруссия в планах России

8 » 11.03.2019 22:30

Л.Майденко"
Нет, не так.
Россию Белоруссия интересует как государство, пусть союзное но самостоятельное. По крайней мере на данную историческую реальность.
Иными словами - буфер. Который сам осознаёт своё положение и вынужден с этим не только согласиться, но и продлить сие положение.
Ведь именно за это своё положение и получает Белоруссия все ништяки.



Michael1239
Цитата:
Блр интересна как форпост российских интересов на западных границах. И раз уж она стала формально независимой - как такой независимый форпост. Но форпост потому и форпост, что отстаивает интересы того кто его кормит а не какие-то там "свои собственные". И сейчас, похоже, наступило время когда Бацьке донесли мысль о том, что пора определяться. Или он с нами или не с нами.



И в чём разница Ваших слов от сказанного мною?
В количестве знаков?

Л.Майденко
  • Не определено

  •  
  •  

RE: RE: Белоруссия в планах России

7 » 11.03.2019 21:51

Цитирую Л.Майденко:
Нет, не так.
Россию Белоруссия интересует как государство, пусть союзное но самостоятельное. По крайней мере на данную историческую реальность.
Иными словами - буфер. Который сам осознаёт своё положение и вынужден с этим не только согласиться, но и продлить сие положение.
Ведь именно за это своё положение и получает Белоруссия все ништяки.


О каком буфере Вы говорите? Военном что ли? Блр для ракет запада и для России никакой не буфер и помешать в случае чего крупной войне не сможет. И разговоры о том что якобы НАТО станет "ближе к России" оставьте, не стоит. Россия и так граничит или находится очень близко к целому ряду стран НАТО. И если появятся границы не только с Польшей, Литвой, Норвегией, Эстонией и Финляндией, но еще и с Латвией - это мало что изменит. Блр интересна как форпост российских интересов на западных границах. И раз уж она стала формально независимой - как такой независимый форпост. Но форпост потому и форпост, что отстаивает интересы того кто его кормит а не какие-то там "свои собственные". И сейчас, похоже, наступило время когда Бацьке донесли мысль о том, что пора определяться. Или он с нами или не с нами. И быть с нами - это, безусловно, не красивые заявления о "дружбе" на фоне антироссийской политики (как делал когда-то Янек или делает сейчас Додон) и уж тем более не какое-то там "сотрудничество". Если всегда когда затрагиваются интересы одновременно и России и Блр выбираются интересы Блр то это не союзник. И времена сладких речей и красивых обещаний прошли. Правда, надо сказать, что в России тоже не особо-то выработана какая-то стратегия по Блр и что конкретно делать мало кто понимает. Но это не так критично, у России время есть. У белорусов - нет.

Michael1239
  • Russia

  •  
  •  

RE: Белоруссия в планах России

6 » 11.03.2019 21:05

Нет, не так.
Россию Белоруссия интересует как государство, пусть союзное но самостоятельное. По крайней мере на данную историческую реальность.
Иными словами - буфер. Который сам осознаёт своё положение и вынужден с этим не только согласиться, но и продлить сие положение.
Ведь именно за это своё положение и получает Белоруссия все ништяки.

Л.Майденко
  • Не определено

  •  
  •  

RE: Белоруссия в планах России

5 » 11.03.2019 18:06

Поведение Батьки, от начала его властвования и до сегодняшних дней, мне кого-то напоминало,
особо то на это не зацикливался, но последний год всё расставил по местам,
и ассоциация и моё восприятие, то что и как делает Батька, прочно утвердилось...
с фильмом Стэнли Кубрика, "Сияние"...
...особенно с моменте, когда его жена, обнаруживает,
что его многомесячное сидение, за написанием книги,
на всех без исключения,страницах ...начинается и заканчивается с одной и тоже фразы,
...абсолютно на самом деле страшный момент...


Sever NN
  • Не определено

  •  
  •  

RE: Белоруссия в планах России

4 » 11.03.2019 13:13

Цитата:
В-третьих, белорусский «евроориентированный » национализм – явление верхушечное, во многом искусственное. Для того, чтобы развиться и стать серьёзным фактором общественной жизни ему надо ещё минимум лет десять тепличной жизни под государственным крылом. А этого времени у него нет. Нет в Белоруссии и компактного территориального националистического заповедника вроде украинской Галиции. В целом пророссийские настроения в белорусском обществе значительно сильнее, чем были на Украине.


В этом пункте можно добавить, что в Белоруссии доля городского населения была гораздо выше, чем на Украине. Городская культура - преимущественно русская в обеих республиках. Именно сельский бытовой национализм, помимо национализма галицкого, являлся питательной средой для насаждения тотальной русофобии на Украине. Учитывая, что значительная доля населения в украинских областных центрах - это понаехавшие селюки, то не стоит удивляться, что и в городах незалежной полно нациков.
+4

AlGrig
  • Ukraine

  •  
  •  

RE: Белоруссия в планах России

3 » 11.03.2019 08:53

Я думаю может быть ещё такой вариант: сделать из Белорусии нечто вроде полигона и пробовать на нем разные политические новшества, ведь очевидно что сейчас мы в тупике. Россию то сохранили худо бедно, а дальше чего? Вот можно на Белорусах поупражняться, тем более что риск минимальный, пойдет всё в разнос - можно тупо деньгами затушить. народу то там мало.
−3

Powerhead74
  • Russia  Velikiy Novgorod

  •  
  •  

RE: Белоруссия в планах России

2 » 11.03.2019 01:03

Ищенко всё правильно пишет и про домашнее задание подмечено весьма точно, только тут как всегда - игра с непонятным выигрышем. Белорусские элиты уже приближаются к осознанию того, что быть региональным лидером успешного российского региона намного выгоднее (в том числе и в денежном плане) чем лидером непонятного образования, появившегося после распада СССР из территории бывшей советской республики. Осознание приходит, также как приходит осознание и того, что никакой альтернативы у Блр нет. И не будет. Однако включение Блр в свой состав Россия не рассматривает еще и потому что запад в силу своей неадекватности введет санкции по образцу Крыма "просто так" для проформы. А это угрожает и распространению белорусских товаров в Европе, которые там кое-как продаются и транзиту газа, пусть и не такой большой ее части.

Кроме того что на это скажет Казахстан? Казахстан является инициатором создания Таможенного союза, который позже превратился в Евразийский экономический. И если в Казахстане (который намного более самостоятелен и своеобразен) поймут что их формальному суверенитету много что угрожает - мягко говоря этому не обрадуется. Ведь если можно поглотить Блр - поглотить можно кого угодно.

Да и с домашним заданием не всё так гладко. В конце концов всегда встает главный вопрос - кто является базовым выгодоприобретателем . И очевидно что это Россия. А в таком случае ставить какие-то барьеры на пути собственной выгоды неразумно. Так что будущее всех объединений пока очень и очень туманно. Сколько ещё лет пройдёт прежде чем Бацька станет послушным и полезным для России во всех смыслах этого слова - одному Господу известно.
+2

Michael1239
  • Russia

  •  
  •  

RE: Белоруссия в планах России

1 » 11.03.2019 00:19

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=XtBv520Puco
Все правильно, торопиться не надо, придет время вылечат обоих
https://www.youtube.com/watch?v=-jwL78uWFuc
+1

дядя Федор
  • Moldova, Republic of

Факты

Последние

Популярные

Избранное

Эксперты США утверждают, что для 83% украинцев родной язык – русский

Эксперты США утверждают, что для 83% украинцев родной язык – русский

Уже сейчас можно со всей очевидностью констатировать, что ПОДАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ НЕ ЖЕЛ...

К украинской проблеме

К украинской проблеме

Единая русская культура послепетровского периода была западнорусской, украинской по своему происхожд...

«Староукраинский» язык «конституции» Филиппа Орлика

«Староукраинский» язык «конституции» Филиппа Орлика

Во-первых, выясняется, что Пылып Орлик и не подозревал, что он – Пылып! И начало документа, и личная...

РАСПАД: Ложь украинской евроинтеграции

РАСПАД: Ложь украинской евроинтеграции

Годы независимости, так или иначе, отождествляются в массовом сознании населения с разрухой, обнищан...

РАСПАД: Украинский лимитроф в геополитическом раскладе Евразии - 1

РАСПАД: Украинский лимитроф в геополитическом раскладе Евразии - 1

Сама по себе Украина не имеет значения ни в политическом, ни в экономическом, ни в технологическом, ...

Убийственная «злука» двух украйн

Убийственная «злука» двух украйн

Малороссы и галицийцы… разные генетически, антропологически, культурно и духовно. В силу исторически...

К вопросу об украинском коллаборационизме

К вопросу об украинском коллаборационизме

Один из сегодняшних ученых-бандерофилов М.Коваль сильно сокрушался: дескать, немцы так подставили св...

Как произошло слово «украинцы»

Как произошло слово «украинцы»

Костомаров в 1874 г. писал: «В народной речи слово «украинец» не употреблялось и не употребляется в ...

Клинический случай свидомизма

Клинический случай свидомизма

«Свидоми» сами перекрывают себе доступ к информации, отрицающей их догмы. Они не читают книги и стат...

РАСПАД: Двадцатилетие суицидальной лжи - 1

РАСПАД: Двадцатилетие суицидальной лжи - 1

Мы привыкли существовать в состоянии вялотекущего конца света в отдельно взятой стране. И при этом к...

Украинский кризис глазами грека

Украинский кризис глазами грека

После распада СССР, в этой парадигме мышления Россия сама отдала на откуп украинским националистам ч...

Позвольте Украине самоубиться

Позвольте Украине самоубиться

С Украиной не надо сражаться. Украина уже давно сражается. Сама с собой. Причём с дикой яростью и ос...

Что должен знать каждый об украинцах

Что должен знать каждый об украинцах

Украинцы — это партия, куда принимают, записывают, исключают, вычеркивают по партийному, а не по нац...

Календарь

«Апрель 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Теги

Ukraina как геополитический
проект Запада
UKRAINA: от мифа к катастрофе авиапром АЛЬТЕРНАТИВА альтернатива проекту Ukraina антисемитизм антихристианство армия Ассоциация с ЕС Афганистан бедность безвиз Белоруссия Бильдербергский клуб Ближний Восток Болгария Венгрия Виктор Янукович Владимир Путин власть ВО Свобода война вооружения ВТО выборы Газпром галицийская окрэмишньость Галиция гастарбайтеры гендерное и сексуальное геополитика Германия глобализация ГМК Украины голодомор Греция Грузия двойное гражданство деградация демография демократия денацификация Дмитрий Медведев Донбасс Евразийский союз евроинтеграция Евромайдан Европейский Союз журналистика западное общество здравоохранение Зона свободной торговли с ЕС идентичность идеология идеология свидомизма империя интервью Иран искусство история как и зачем создавали мову как придумывали и создавали
украинцев
Католическая церковь Китай клуб «Альтернатива» коррупция кризис криминал Крым культура культурное единство
великорусов малорусов и
белорусов
Латвия Латинская Америка либерализм Ливия Литва литература личности манипуляция сознанием массовые беспорядки машиностроение Украины МВФ методы миграция мировой кризис мораль НАТО наука Нафтогаз неонацизм несостоявшееся государство нефть Новороссия НПО образование общество потребления общечеловеческие ценности олигархи оранжоиды ОУН и УПА Польша поэзия православие Православная церковь предательство прибалтика природный газ провокация происхождение и значение
слов москаль и Московия
происхождение и значение
слова Малороссия
происхождение и значение
слова Русь
происхождение и значение
слова украинец
происхождение и значение
слова украйна
промышленность Украины психология психология свидомого
украинца
равенство и неравенство РАСПАД революция режим Зеленского режим Порошенко режим Януковича реформы Россия русофобия Русская весна Русский Дух Русский Мiр русский национализм русский язык свобода слова Святая Русь сельское хозяйство сепаратизм Сербия симулякры Сирия система образования сланцевый газ СМИ Советский Союз сопротивление социальная солидарность социальная сфера специальные операции спецслужбы стратегия США Талергоф и Терезин Таможенный союз Тарас Шевченко терроризм Трамп Турция украинизация украинский национализм украинский неонацизм украинский язык фашизм федерализация философия финансовая система финансы Украины ФРС химпром Украины цветные революции церковь ЦРУ экономика элита энергетика Эстония этническое единство
великорусов малорусов и
белорусов
юмор
Вы находитесь здесь Материалы Статьи Белоруссия в планах России